Не так просты мудрецы

Спектакль «Мудрецы» по пьесе А. Н. Островского — дипломная работа актерского курса ОГИИК и театра «Свободное пространство»

Какие удивительные фамилии придумывал персонажам своих пьес А. Н. Островский! Что ни фамилия, то характер. Взять хотя бы Егора Дмитрича Глумова из комедии «На всякого мудреца довольно простоты». Произнесешь нараспев: «Глу-мов», — и явственно слышишь и ГЛУпость, и УМ, и ГЛУМ-ление. И человек-то вроде бы порядочный: маменьку уважает, буквально на руках ее носит, полностью содержит. «Кабы не моя оборотливость, — говорит, — так вы бы чуть по миру не ходили». Но и хитер без меры, и льстив, и «будто не-много подленек», по словам важного господина Крутицкого. Как такого сыграть, чтобы не «типичный образ» явился на сцене, а живой полнокровный человек?

Спектакль «Мудрецы» по пьесе А. Н. Островского — дипломная работа актерского курса ОГИИК и театра «Свободное пространство», представленный на Малой сцене, собрал полный аншлаг. То ли наслышаны были зрители об этом спектакле, то ли по сценическому действу за лето соскучились, но принимали прекрасно. И, честное слово, было чем восхищаться.

Режиссер — заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов нашел для решения в общем-то тривиального сюжета такой оригинальный ход, что неискушенная публика даже замерла в какой-то момент от неожиданности. Представьте себе начало первого действия, на сцене — молодой человек, тот самый Жорж Глумов: довольно невыразительная внешность, стертые черты заурядного лица. Но голос, голос, он с каждой репликой крепнет, набирает силу. Да и костюм на глазах меняется. Вместо потертых шорт на Глумове появляются брюки, вместо футболки — рубашка и пиджак. И очки уже не просто прикрывают тусклые глазки, а сияют победным блеском. О, этот Глумов еще себя покажет! Да только не этот, актер Сергей Пузырев, а другой, актер Дмитрий Зайцев. Вот они стремительно меняются костюмами, поклон, и зритель вполне готов воспринимать нового Глумова: чуточку наглого, но, однако, весьма обходительного молодого человека и даже не без приятности. Третье превращение происходит перед пятым действием, когда эстафету принимает актер Алексей Карза. Этот уже вполне денди, светский лев. Ему не страшна людская молва. Он уверен в себе и в своем месте в этой жизни. Хлыщ, каких немало и в Москве, и в провинции; и тогда, и сейчас.

Кто из троих Глумовых лучше, определить сложно. Они так органичны в канве спектакля, так естественны в общении с другими действующими лицами, что воспринимаются как один и тот же человек.

Из числа других персонажей выделим тетушку, Клеопатру Львовну Мамаеву (актриса Алена Кивайло). Роль барыни бальзаковского, надо полагать, возраста вполне по плечу молодой исполнительнице. Как она играет плечиком, ножкой... А какая богатая мимика! Одним «пламенным взором» или полуулыбкой за спиной мужа она способна сказать все. Ее «соло» в четвертом действии в сцене с дневником не менее выразительно, чем «дуэт» с Глумовым во втором. А ее ослепительные наряды (художник по костюмам Валентина Семичева) полностью соответствуют нраву этой «наследницы египетского царства».

Конечно, Клеопатра — это огонь. Машенька в сравнении с ней — облачко на небе «Голубые» роли не так часто удаются даже маститым актрисам. Людмила Гурченко пишет в своей книге «Аплодисменты», что роль Роксаны и «Сирано де Бержерака» ей ни когда не нравилась и не удалась.

Вот парадокс. В молодости, кажется, только бы и играть Роксан, Машенек, Липочек, а интереснее получается богатая вдова Софья Игнатьева Турусина (актриса Евгения Полякова). И «старик» Крутицкий с накладным животом (Алексей Кондрахов) очень органично рядом с ней смотрится, и Нил Федосеевич Мамаев! (Дмитрий Литвинцев). А уж про Ивана Ивановича Городулина (актер Сергей Пузырев) и говорить нечего, совсем ослепил красной жилеткой и вежливым обхождением. Все, даже маленькие роли, заслуживают аплодисментов.

Малая сцена не предполагает использования богатых декораций. Да они и не нужны. Скупость оформления вполне компенсируется яркой актерской игрой. А чего стоят музыкальные номера в пятом действии (балетмейстер Светлана Щекотихина). Чтобы совсем уж не залить спектакль елеем, скажем, что перебор кое в чем таки наблюдается: буффонады многовато в некоторых сценах, шуму. Но ведь комедия! Здесь это оправдано.

Руководителю курса А. Михайлову и педагогам удалось воспитать талантливый курс, фактически мини-труппу, которой со временем может быть подвластен... Но не будем произносить это вслух, тем более что наша жизнь так непредсказуема.

Прекрасное начало положено спектаклем «Мудрецы». Спасибо всем, кто участвовал в его создании, успехов вам, актеры! А орловцам очень рекомендуем посмотреть спектакль. Он таки поразительный. Комедия — а почти никто не смеется. И все же выходишь из зала счастливым.

12.10.2004

Автор: Наталья Денисова

Источник: Поколение

Купить билет