В свой новый театральный сезон театр «Свободное пространство» вступил с мюзиклом «Моя прекрасная леди» по излюбленной комедии драматургов всех времен и народов «Пигмалион» Б. Шоу
Постановочная версия — режиссера из Москвы Александра Каневского.
Бытует мнение, что постановка «Пигмалиона» — дело выигрышное во всех отношениях. К тому обязывают классический сюжет о превращении бедной девушки в светскую даму и параллельно возникающая любовная интрига. Тем не менее, А. Каневского можно назвать отважным парнем, так как у спектакля было на веку немало громких постановок. Из последних — спектакль в режиссуре Галины Волчек в московском театре «Современник» с Еленой Яковлевой и Валентином Гафтом в главных ролях. А чего стоит фильм «Моя прекрасная леди» с бесподобной Одри Хепберн? Но если не бередить раны «звездными» сравнениями, можно сказать, что мюзикл как классический вариант на сцене ТЮЗа вполне состоялся. Правда, некоторые провинциальные мелочи в виде водевильных «аксессуаров» все-таки раздражали. К примеру, тявкающая собачонка.
Удачно подобрана «команда» актеров. Несмотря на слишком талантливых предшественников, Элиза актрисы Елены Шигаповой получилась настолько эмоциональной, что хоть сейчас прямо на баррикады выводить можно. Недаром, не вынеся изматывающих уроков по фонетике, она прокручивает в своей хорошенькой головке картины мести профессору Хиггинсу. «Погоди, Генри Хиггинс, погоди... Ждут тебя еще несчастья впереди!» — поет Элиза, представляя беднягу убиенным разными способами (признаться, такого рода логопедические занятия любого могли бы вывести из себя, не то что чуткую крошку). Однако ее угрозы никого не пугают и даже вызывают улыбку. И это уже заслуга режиссера: не так-то просто показать смерть, пусть и вымышленную, в соседстве с юмором. А между тем, у революционно настроенной ученицы зреет в сердце всепоглощающая любовь. Жизнь Элизы, в бесконечных до того метаморфозах бедности, преображается на глазах — она становится не только леди с хорошими манерами, но и входит в мир новых чувств и ощущений.
И Генри Хиггинс Михаила Артемьева тоже далеко не циник, каковым ему быть полагается. За пылкостью и бесцеремонностью угадываются иные черты. И хотя влюбленные ссорятся, громко выясняют отношения и даже кидаются тапками, ясно как божий день, что начинает складываться нормальная среднестатистическая семья. Что и подтверждает запланированная свыше (а точнее — режиссером) их встреча у миссис Хиггинс, матери Генри. Засл. арт. России Н. Исаева преподносит эту роль блестяще. Одни брошенные вскользь реплики чего стоят!
В прямом смысле слова живописен образ мусорщика Альфреда Дулиттла, отца Элизы (В. Крашенинников, О. Семичев). Динамичен в характере и Фредди (С. Иванов, Д. Зайцев). И, конечно, не занимать интеллекта Пикерингу (В. Лагоша).
У мюзикла тот музыкальный настрой, который обусловлен обязательными сольными партиями главных героев и множеством образов второго плана (муз. рук. Стас Каневский). Можно добавить, что музыка органично переплетается с хореографией (хореограф — Олег Николаев) и входит в концепцию спектакля. Решение же сценического пространства нельзя назвать определенно минималистическим. Например, идею с декорацией в виде разорванных кусков ткани, через которые туда-сюда снуют бомжи. Однако многие сценки в декорации не нуждаются вовсе — просто срабатывает «живой» пластический ряд, созданный из самих актеров (сцена на ипподроме).
История продавщицы цветов Элизы не воспринимается как сюжет из реальной жизни — это настоящий театральный мюзикл, с его страстями, гротескностью и манерой подачи голосов, один из любимых жанров в ТЮЗе. Может быть, потому что большинство актеров здесь молоды, а возможно, потому, что мюзиклы по душе зрителям. По крайней мере, на премьере пустых мест в зале не было.
09.10.2004
Автор: Елена Мар
Источник: Поколение