30 июня в «Свободном пространстве» завершился 46-й театральный сезон
Премьерным спектаклем, приуроченным к этому событию, стал «Настоящий ревизор» в постановке Алексея Доронина.
Комедия и притча
Алексей Доронин ставит для орловских театров не впервые, но особенно глубоко впечатлила зрителей героическая трагикомедия в неоклассическом стиле «Сирано де Бержерак» (12+), представленная им в конце 45го юбилейного сезона в «Свободном пространстве».
Логично, что и в 46-м сезоне ожидания театралов только возросли, и ожидания эти, стоит отметить, оправдались. «Настоящий ревизор» оказался не просто классическим спектаклем по Гоголю, а сценической версией театра в одном действии.
— Мы сжали пьесу, но я практически уверен в том, что если зритель не перечитывал гоголевского «Ревизора» накануне похода в театр, существенной разницы он не заметит, — рассказывает Алексей. — Такой эффект достигается за счет того, что мы сохранили и основные повороты сюжета, и все главные смыслы.
Сам Гоголь назвал «Ревизора» комедией, и по сей день у многих это вызывает некоторый диссонанс, ведь смешного в сюжете, если вдуматься, мало.
— Мне кажется, это настоящая комедия, но комедия сатирическая, — продолжает Алексей Доронин. — Она, с одной стороны, о том, что спустя двести лет люди остались все теми же. С другой — это именно комедия потому, что к героям приходит возмездие, их поступки имеют закономерные последствия и зло, алчность, глупость ни в коей мере не торжествуют. Когда мы сатирически смеемся? Когда не можем ничего поделать с обстоятельствами, которые нам не нравятся, когда нам самим не под силу ничего изменить. И на мой взгляд, Гоголь дал нам замечательную концовку «Ревизора», в которой свершается справедливость, сотворить которую не под силу конкретному человеку.
С таким режиссерским подходом знакомый, вероятно, всем «Ревизор» превращается в подлинную притчу, и Алексей Доронин отмечает, что так и было задумано.
— Эта идея есть в самом оформлении спектакля, поясняет он. — «Настоящий ревизор» начинается как комедия, постепенно развивается в детектив с элементами мистики и триллера, и в конечном итоге учит нас очень важным вещам. Да, быть может, не новым, но тем, о которых напоминать зрителю, как мне кажется, отчаянно важно.
Новое прочтение
Вечная классика она, конечно же, на то и классика, чтобы каждое поколение читателей и зрителей открывало ее для себя с новой стороны.
— Я очень люблю Гоголя, его, вероятно, невозможно не любить, — делится Алексей Доронин. — И все же мы не можем сегодня ставить спектакли по его произведениям так, как это делалось при жизни Николая Васильевича. В конце концов, и «Ревизора», и любое другое произведение человек может просто прочитать. Приходя в театр, зритель ждет, что ему покажут знакомую историю под новым углом, предложат ее свежее прочтение, помогут обнаружить в ней неочевидные прежде смыслы. Театр — это прежде всего про восприятие визуальное, и мы постарались сделать все, чтобы наблюдать за развитием знакомого сюжета зрителю было интересно.
«Настоящий ревизор» действительно получился необычным. Экстравагантным, насыщенным звуками, эмоциями и красками, и очень близким современному зрителю.
Не вопреки Гоголю, а в сотрудничестве с ним Алексей Доронин и артисты «Свободного пространства» тонко и вместе с тем достаточно очевидно высмеяли вечные пороки — как те, что не теряют своей актуальности через века, так и те, что особенно обостряются во времена кризисные.
Религиозная тема, затронутая в спектакле, задевает зрителя действительно сильно, и вовсе не потому, что актеры каким бы то ни было образом задевают чувства верующих.
Напротив. «Настоящий ревизор» очень хлестко напоминает современному зрителю о разнице между верой и стремлением прикрыть набожностью откровенно богопротивные дела.
Свежая трактовка Гоголя может понравиться зрителю или нет, это дело исключительно вкуса и правильного ответа тут быть по определению не может. Однако «Ревизор» в прочтении Алексея Доронина и «Свободного пространства» однозначно стоит внимания и заслуживает того, чтобы оценить постановку лично. «Настоящий ревизор» поразительно откровенно напоминает о том, насколько смешон человек, уверенный, что любые поступки сойдут ему с рук, и насколько нелепо выглядит тот, кто уверен, что его достаточно очевидная хитрость и манипуляция незаметны окружающим.
Лучшие из лучших
По доброй традиции очередной сезон театр «Свободное пространство» завершил награждением лучших из лучших — после показа премьерного спектакля состоялось вручение премии «Хрустальная рампа».
В 46м театральном сезоне «Лучшей премьерой» был признан спектакль «Лишь бы не было войны» (12+), «Лучшей актрисой» стала заслуженная артистка РФ Нонна Исаева, «Актером года» — Альберт Мальцев.
Награду за «Лучшую женскую роль» милой бретоночки Мари в комедии артперформансе «Однажды в Париже» (16+) получила Ольга Виррийская, а «Лучшей мужской ролью» был признан Сирано де Бержерак в исполнении Сергея Козлова.
За лучшую женскую роль второго плана «Хрустальную рампу» получила Олеся Балабанова (карлица в «Сирано де Бержераке»), а за лучшую мужскую роль второго плана — Валентин Тюрин (Внук, он же Вор в трагикомедии «Деревья умирают стоя» (16+).
Лучшей режиссерской работой, по мнению СМИ, стал спектакль «Сирано де Бержерак».
За добросовестный и безупречный труд, высокий профессионализм, творческий подход к работе и преданное служение театру был награжден заведующий постановочной частью Владимир Морозов.
07.07.2023
Автор: Анастасия Извекова
Источник: Орловская городская газета