Можно ли Богу быть героем рок-оперы? Может ли человек постичь и передать то, что переживает и о чем думает Тот, Кто стоит наверху вселенской иерархии?
... Когда четверть века назад мы гонялись за магнитофонными записями «Иисус Христос — суперзвезда», мы заслушивались замечательной музыкой и красивыми голосами, а смысл улавливали только те, кто хорошо, очень хорошо понимал английский язык. Библейскую историю Сына Божьего худо-бедно знали и мы, дети атеистической страны.... И по ритму арий угадывали, что происходит в опере.
Сейчас все по-другому в нашей стране. Сейчас все по-другому в нас самих. Поголовно насаждаемый атеизм сменился желанием верить, что есть над нами силы, управляющие нами и спасающие нас. Мы словно впали в детство и алчем опеки.
А сами тем временем грешим, и грешим по-крупному.
Самое время напомнить о том, кто принял муки, чтобы очистить человеческие души, дать людям возможность начать жизнь с новой страницы. Напомнить о том, что он был Бог. Но и человек.
Как каждый из нас?
Поставив на своей сцене «Иисуса», театр «Свободное пространство» словно вновь внес в повестку времени вопрос: что такое театр? К чему он призван — развлекать или заставить задуматься и перемениться к лучшему? Эта дилемма подспудно и бессознательно раздирает и постановщиков, и исполнителей....
А что сделал Бог, когда при огромной толпе возвел сына своего на Голгофу? А потом явил его, воскресшего? Это ведь тоже было...шоу!
Прости меня, Господи, за столь кощунственные выводы... Но если театр божий дал Такой резонанс, как очищение верой, значит, зрелищность — очень сильная вещь. Любое талантливое действо может изменить человека и увести его в ту сторону, какую поставил целью автор. Такова природа человека.
Думаю, «Иисус» состоялся как часть театра божьего в той сцене, когда к Христу за излечением приходят прокаженные. Вдруг пронзает стыд и сочувствие к Отцу Небесному: ведь мы и впрямь миллиардами глоток ежесекундно взываем к нему: «Дай! Спаси! Сохрани!!!»
И каждый из нас готов распять своего Бога, если он не помог, не дал.
Что такое — бог, что такое — человек, что такое — толпа. Что есть вера и что есть предательство. Что есть сила и что есть слабость. Что есть борьба и что есть смирение... Вопросы из разряда вечных острыми копьями падают на сцену.
Трудно быть человеком — и играть Бога. И не просто играть — петь и танцевать одновременно. Справился ли с этой задачей Михаил Артемьев? Его голос не выдерживает сложного вокала, все время на грани срыва, но это, пожалуй, добавляет образу драматизма, человечности. Страдающий, конфликтующий с богом в себе, уставший и разочарованный, мучимый страхом перед казнью — таким мне показался образ, созданный актером... Трудно быть богом. Но надо, раз роль такая.
А каково предавать того, кто дороже всех? Иуда, проклятый, презираемый, в этом спектакле предстает совсем иным. Студент актерского курса А.А.Михайлова Дмитрий Зайцев — яркое открытие этой премьеры. И великолепные вокальные и пластические данные даже не главное. Его Иуда — борец, зовущий на баррикады, самозабвенный патриот. Он предает Христа не за тридцать серебреников, а потому, что считает обманутым — себя. Но предавать до конца, сдавать Иисуса он не хочет. Сын Божий сам посылает его завершить начатое, потому что ТАК НАДО. Как бы вы поступили в такой ситуации?..
Мария Магдалина Елены Шигаповой — женщина, и неважно, падшая или нет. Женщина утешающая, преданная не Богу, но мужчине, пусть недоступному. Ради него она станет такой сильной, какой только возможно. И не предаст. И успокоит, и боль уймет.
Огромная ответственность за этот спектакль легла на Валерия Лагошу: это его авторизованный перевод английского текста, а значит, в большой степени его понимание библейской истории. И роль в опере он играет важную — прокуратор Понтий Пилат, душа которого пришла в жестокий конфликт с долгом.
Этот спектакль — цельное зрелище. Настолько цельное, что за полтора часа действия в зале ни разу не раздалось не только аплодисментов — кашля или шорканья. Вдохнув на первой музыкальной фразе, зал выдыхает аплодисментами только в самом финале. А на сцене — на чье бы лицо в массовке ни упал взгляд, каждое живет в действии. Хотя в танцах заняты студенты хореографического отделения института культуры и с ними, как признаются постановщики, пришлось поработать.
Задумал, выносил и осуществил постановку «Иисуса» хореограф Олег Николаев. Аранжировка и все, что связано с музыкой и пением — Станислава Курбатского — молодого, но уже известного композитора. Оба они москвичи. Интересные вневременные костюмы сшиты по эскизам Людмилы Волоковой из Казани. «Свободное пространство» всегда притягивает людей талантливых...
15.10.2003
Автор: Елена Бородина