«Обыкновенное чудо» под занавес

Орловский театр «Свободное пространство» закрыл свой очередной театральный сезон спектаклем «Обыкновенное чудо»

Казалось бы, у режиссёра спектакля Сергея Пузырёва была нелёгкая задача: отойти от знаменитой и практически всем известной постановки Марка Захарова. Но, как оказалось, кино с его крупными планами и театр, где зритель считывает всю сценическую картинку целиком, абсолютно разные истории. Получилось своеобразно и оригинально.

Забегая вперёд, хочется сказать, что при всём том, что «Обыкновенное чудо» — сказка, энергетика у спектакля не из лёгких, однако юмор периодически разряжал обстановку. Монохромность в сценографии иногда придавливала, но одновременно и восхищала, как чётко выдержанная в одном стиле работа. В общем, смотреть всё это было чрезвычайно интересно.

Начало, если помните, таково. В горной усадьбе, женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий Волшебник. Он влюблён в свою жену и обещает ей жить «как все», но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от «шалостей». Вот и теперь Хозяйка догадывается, что муж затеял новые чудеса...

А что может быть увлекательнее, чем сказка о любви?

— «Обыкновенное чудо» — это сказка о том, что неизменно, что всегда присутствует в мире, что проявляется в разных формах, но является основой, тканью мира, что сцепляет этот мир и нас друг с другом, — говорит Сергей Пузырёв.

По большому счёту это история творца и история любви. Во все времена ведь именно любовь признавали главной движущей жизненной силой. Кстати, о временах. Костюмы героев были словно из самых разных эпох. И эта эклектика, эта игра фасонов и стилей также подчёркивала, что есть незыблемая константа, неподвластная времени.

Любовью пронизано всё в спектакле. Здесь все, в общем-то, любят: Принцесса и Медведь, Эмиль и Эмилия, Хозяин и Хозяйка, Охотник любит свою славу, Король беззаветно любит свою дочь...

Король (Игорь Нарышкин) — кстати, один из самых ярких персонажей в спектакле. Актёр писал этот образ абсолютно разными красками на протяжении всего представления, так что милый сказочный самодур вдруг на мгновение превращался в настоящего тирана или поражал глубиной и драматизмом шекспировского короля Лира.

Великолепна была Эмилия в исполнении Елены Шигаповой, неожиданным предстал Валентин Тюрин в роли Волшебника. Именно эта роль в спектакле задумана как центральная, хотя, когда Евгений Шварц писал свою пьесу, он поначалу назвал её «Медведь», ведь именно в юноше Медведе сосредоточился дух молодости, бунтарства, любви и новизны. Пьеса писалась в 1953-1954 годах. А мы знаем, что это были за годы.

— Думаю, Шварц и себя отчасти прописывал в Волшебнике, — говорит Сергей Пузырёв. — Он словно задаёт себе вопрос: насколько его творчество может повлиять на мир? Может ли произойти чудо, если написать книгу? Или поставить спектакль?.. Мне кажется, эта пьеса появилась, как глоток воздуха, в такое напряжённое для страны и самого автора время. Когда атмосфера сгущается, может быть, самое время задать себе вопрос: а для чего стоит жить? Для чего, вообще, человек здесь? И ответ, в общем-то, и простой, и сложный одновременно. И в этой сказке, думаю, это есть.

Сценография сцены напоминает шахматную доску. Волшебник, затеявший всю историю, словно играет шахматную партию со временем. И пока продолжается игра, продолжается жизнь.

Спектакль, надо заметить, получился очень динамичным, в нём много движений и передвижений. И это тоже чудо: как в такую жару актёры всё это выдержали в своих шубах и шапках? Второе действие-то происходит зимой в горах...

Финал. Влюблённые вместе. Они заслужили это счастье. Любовь победила. Она всегда побеждает.

21.07.2021

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Фото

Купить билет