Они рисуют на лицах эмоции и передают характер прической: как работают гримеры и постижеры в орловском театре

27 марта во всем мире отмечают День театра. В преддверии праздника мы заглянули в закулисье «Свободного пространства»

27 марта во всем мире отмечают День театра. После спектакля мы обычно обсуждаем друг с другом игру артистов, декорации или костюмы. А вот о гриме и прическах речь заходит редко. Рассмотреть как завит локон или наложены румяна, могут только гости с первого ряда или люди с орлиным зрением. И тем не менее, «лицо» актера, детали макияжа и удачная прическа формируют образ, доводя его до совершенства. В орловском театре «Свободное пространство» магией преображения занимаются три феи: гример и два постижера. (Прим.редакции «постижер» — специалист, занимающийся изготовлением париков.)

О том, как на лицах рисуют боль, отчаяние или радость, и как прическа передает характер героя, мы поговорили с начальником гримерно-постижерного цеха «Свободного пространства» Лией Аверичевой и гримером-постижером Светланой Кургей.

В небольшой комнате царит легкий творческий беспорядок: цех готовится к выезду на гастроли в Беларусь. Важно положить в чемодан все необходимое: от крошечных кисточек до больших париков. Один из них как раз приводит в порядок постижер Светлана Кургей. Огненно-рыжая копна — часть образа актрисы Ольги Виррийской в спектакле «Кармен. История Хосе».

С усилием, но аккуратно, она вычесывает жесткие пряди, похожие на мочалку. Локоны поддаются туго, потому что сделан парик не из натуральных волос, а из шести буйвола. Перед каждым спектаклем его расчесывают щеткой и заново накручивют. Во время выступления образ несколько раз меняется и артистка прибегает, чтобы «гриву» начесали или распустили в нужных местах.

От сцены до гримерки — секунд двадцать бегом. Иногда за пару минут актеру нужно переодеться, добавить новую деталь в образ, и тогда мастера ждут прямо за сценой: переодевают и подкрашивают практически на ходу. Скорость в их работе — обязательное качество.

— В Яге герой Максима Громова попадает в пепельное царство. Мы прибегаем и у нас есть ровно две минуты на то, чтобы превратить его в седовласого, — рассказывает Лия.

Обычно актеры приходят за два-три часа до спектакля, если требуется сложный грим. Кривые носы, рваные раны на лице — для этих «украшений» используют специальные заготовки из латекса. Их работники цеха готовят сами. Самостоятельно делают и сложные маски, например, для волков в спектакле «Маугли 2092».

Наряду с сотнями кисточек разной масти, теней и блесток, есть не вполне обычные инструменты для преображения. Художественный аэрограф или по-старинке — краскопульт. Им на лицо распыляют жидкое тональное средство — так оно лучше ложится. По такому же принципу красят стены или автомобили. Такая техника для актеров используется в случаях, когда исполнителю роли нужен особый шарм и лоск.

Издавна у театралов появилось немало примет. Например, уронить текст пьесы во время читки — плохой знак. Нейтрализовать его можно, сев на бумагу. А еще увидеть рыжую женщину в первом ряду в день премьеры — считалось дурным знаком. Лия в приметы не верит. А вот у Светланы есть своя, личная:

— Если первая шпилька вошла в волосы артистки легко — то и сборы героя будут легкими, да и сам спектакль пройдет гладко.

У Светланы Кургей за плечами почти 30 лет работы парикмахером. Театр всегда любила в качестве зрителя. А вот связать с ним свою жизнь даже не думала. Вакансия освободилась и по счастливой случайности работу предложили Светлане. Прежде чем согласиться, долго думала. Руки при подготовке первого спектакля тряслись. Зато теперь все делает быстро и ловко.

Профессия постижера предусматривает создание париков. Постепенно это ремесло уходит из орловского театра, так как процесс слишком долгий и трудоемкий. В основном постижер приводит волосы актеров в порядок перед спектаклем: делает укладки разной сложности. И все-таки есть парики, которые готовят сотрудники цеха вручную. Кстати, для них регулярно проводят гигиенические процедуры: стирают в бальзаме-ополаскивателе для белья.

Лия Аверичева пришла в театр на пару месяцев, подменить подругу, пока та в декрете. А в итоге незаметно пролетели четыре года. Без художественных навыков, гримером работать невозможно, говорит Лия. По образованию она дизайнер. Всегда отлично рисовала. По секрету корреспонденту «Вести-Орел» рассказала, что в 11 классе хотела поступать на режиссера в институт культуры. Мама отговорила. И вот, спустя много лет, судьба все равно привела девушку в «храм Мельпомены», где с легкой руки Лии уже поставили множество хитов «Свободного пространства»: «Кармен. История Хосе», «Поминальную молитву» и легендарную Ягу".

27.03.2025

Автор: Юлия Сабельникова

Источник: ГТРК «Орел»

Фото

Купить билет