Орловская Золушка: «Главное – оставаясь дома, оставаться людьми!»

Наша встреча состоялась в виртуальном пространстве. Ведущая актриса театра «Свободное пространство» Елена Симонова рассказала, какие новые «роли» ей удалось примерить к себе во время добровольного карантина.

Окончила Орловский государственный институт искусств и культуры (актёрский курс заслуженного деятеля искусств России Александра Михайлова, заслуженных артистов России Валерия Лагоши и Маргариты Рыжиковой), в театре с 2010 года.

— Лена, у вас есть понимание, как сделать домашнее сидение из-за коронавируса не разрушительным, а плодотворным? Вот вы проснулись в первое утро самоизоляции и что подумали: какие они будут для вас, эти «каникулы строгого режима»?

— Как оказалось, во мне по-прежнему живёт отличница, девочка из учительской семьи, поэтому, как только появилось сообщение, что театры временно уходят в онлайн, у меня тут же возник ЧЁТКИЙ ПЛАН. День у меня посвящён семье: дочке и мужу, а вечер — себе. Это книги, просмотр спектаклей и фильмов, любимое вязание. Вяжу корзиночки для всяких мелочей, наряды для кукол дочери.

Стала печь разные вкусности (раньше с выпечкой у меня не очень получалось). В моём расписании, наконец, прописалась готовка. Хотя готовить я очень люблю. Сегодня, например, нас ждёт ризотто (правильно разваренный рис под соусом с грибами, зеленью и сыром) и фасолевый суп (фасоль мамочка присылает со своего огорода, у нас всегда есть запас). А на завтрак был необычный овощной «бутерброд»: авокадо, на нём яйцо. Кстати, мне не понравилось...больше так делать не стану.

— Ваша дочь-малышка уже поучаствовала в спектакле театра в роли племянника из «Леди Макбет Мценского уезда».

— Да, она давно просилась на сцену, а тут ей предложил сам режиссёр! И теперь она с нетерпением ждёт каждый свой спектакль. Ярославе пять с половиной лет, и сейчас мы ежедневно читаем с ней, лепим, рисуем, готовимся к школе. Вот оно — окно возможностей побыть с ребёнком... Позанимались час — дальше какое-то время она может смотреть мультики. Потом подвижные игры! Иногда и домашний театр возникает...

— Что именно ставите на домашней сцене?

— Сейчас популярен новый диснеевский мультфильм «Холодное сердце» (и вам советую посмотреть, если не видели, недавно вышла вторая часть). Дочь определила себя в роли Эльзы, я — Анна. Бывает, наносим аквагрим. Ярослава наряжается в настоящий костюм Эльзы, который ей очень кстати подарил догадливый Дедушка Мороз... Кстати, роль Анны в американском мультфильме «перепела» и продублировала на русском языке жена моего брата — актриса мюзиклов Наталия Быстрова.

— Ваше театральное амплуа лирической героини, судя по всему, не совпадает с вашей ролью матери-командирши дома? Роли распределили, учитывая домашние амплуа каждого члена семьи?

— Я далеко не командирша! Это у мужа, согласно домашнему статусу, — амплуа героя-премьера, отца семейства; у дочери (в соответствие с её возрастом и характером) амплуа инженю; у пса Натаниэля (хотя «пса» — это громко сказать про «карманную» породу чиа хуа хуа) — амплуа проказника в доме, задиры — на улице.

— Как вы встретили известие, что ваши творческие планы сломал вирус?

— Не сломал, надеюсь, никаких. Отложил. Известие встретила с сожалением: должна была состояться премьера мюзикла «Кармен. История Хосе», над которой вся труппа работала с огромным подъёмом. В афише апреля предполагалась и встреча зрителей с моими любимыми героями легендарного спектакля «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина и Аксюшей из спектакля «Лес» Александра Островского. В этот вечер на спектакль в театре «Свободное пространство» должен был приехать мой брат. Он начинал карьеру на этой сцене, а теперь — ведущий исполнитель московских мюзиклов (поёт главные партии в «Призраке оперы», «Русалочке», «Анне Карениной» и ещё многих других.).

— Не знала, что он ваш брат! Дмитрий Ермак, как я помню, — один из самых харизматичных актёров театра, многие орловские барышни говорили мне о его магнетическом обаянии. Кто-то запомнил его и как ведущего утренней программы местного телевидения «Доброе утро, Орёл!».

— Да, поклонниц у него было много! А сегодня он отец семейства и перепел все роли музыкального Олимпа... За спиной у него солидная фильмография — порядка 20 сериалов и художественных фильмов; но самое главное — он обладатель театральной премии «Золотая маска».

— Помню, с каким огромным букетом приехал Дмитрий на премьерный показ по рассказам Исаака Бабеля «Биндюжник и король». Вы играли роль Маруськи. А он появился на финальных поклонах весь такой... заметный: явно из столичной творческой богемы; в шикарной обуви, в стильном пиджаке. Думаю, многие решили, что он из ваших поклонников...

— Брат всегда старается приезжать на мои премьеры, и всегда с букетом!

— А есть профессиональные советы, которые знаменитый брат даёт вам, как коллеге по сцене?

— Советы он мне даёт после просмотра спектакля, и вообще он для меня главный критик! Например, я всегда очень волнуюсь, когда он в зале. Однажды я даже попросила его не приезжать в день премьеры (спектакль «Месяц в деревне»): двойного волнения я бы не выдержала! Посмотрел на следующий день...и очень...хвалил. Такая поддержка для меня очень важна.

— Лена, а ваш путь в театральный мир был предопределён? Или родители рассматривали для вас другие варианты?

— Мама хотела определить меня в экономисты (она у меня физик-математик), но когда увидела мои слёзы...

— Многим кажется, что артисты — люди, которым с очевидностью нужен «менеджер по связям с реальностью». Как приходят в ваш дом новости?

— Новости по телевизору не смотрю, я от этого далека. О важных событиях узнаю от мужа, от мамы, от ребёнка.

— А как тогда вы впервые услышали о пандемии? Помните свою эмоцию?

— Ещё бы! Долго не обращала внимания на всё, что говорилось, пропускала мимо, не впускала в себя. Потом выступил Путин, я поняла так: неделю надо на крылечке посидеть... ничего страшного. Теперь уже ясно, что неделей не обойдётся, точных сроков никто не знает.

— Какие-то идеи возникли, где можно в предлагаемых обстоятельствах (идёт сворачивание всякой экономической активности) заработать себе на жизнь людям творческих профессий?

— У меня есть муж, думаю, мы не пропадём! (Смеётся).

— Что для вас книги, чтение? Кажется, очевидно, что они помогают лучше постичь психологию, научиться за масками и словами, за социальными ролями, которые каждый играет, разглядеть нутро человека? А это полезный и для жизни, и для сцены опыт... Читаете с экрана? В Альдебаране? В Флибусте?

— Нет, я как раз люблю старую добрую книгу в её материальном виде. Не читаю с телефона, ни в коем случае — с компьютера. Для меня удовольствие листать её. Ещё когда класс был тотально не готов по литературе к уроку, наш педагог всегда знала, с кем ей построить диалог...

Очень люблю читать, по-настоящему люблю. В возникшем антракте продолжу знакомство с творчеством Ремарка (из прочитанных — романы о «потерянном поколении» людей, взрослевших между двумя мировыми войнами — «Жизнь взаймы», «Триумфальная арка»). Просто убеждена: читать — полезно!

— Пару лет назад (к юбилею Тургенева) в репертуаре театра появился спектакль про затворническое сидение помещиков средней руки (пьеса «Месяц в деревне»)... И вот сейчас я иначе посмотрела на этот сюжет, с точки зрения сегодняшней изоляции, а не литературоведения. Ведь деревенский тайм-аут был традиционным для богатых сословий той эпохи!? Каково это, «закрыться» от мира и не впасть в депрессию?

— Наверное, какие-то ответы на жизненные вопросы можно подсмотреть и на сцене... Ответ классика: настоящее дело скучать не даст в любых обстоятельствах.

— Вы играли роль как раз такой скучающей от ничегонеделания барыни. От летней скуки героиня лениво морочила головы сразу трём мужчинам: трудоголику-мужу, «милому другу»-писателю, плюс молодому учителю.

— При этом каждый из мужчин был вовлечён в непрерывный процесс исполнения своих обязанностей. И хотя «месяц в деревне» на самоизоляции для каждого из них оказался полон драматических событий, всё же имел и свои плюсы, чего не скажешь о барыне... Любой кризис рано или поздно разрешается. Но всегда стоит вопрос платы за принятые или непринятые решения.

— Хочу попросить вас подумать: а как реагировали бы герои из сыгранных спектаклей на ситуацию с пандемией? Какие немедицинские, а житейские, психологические советы могли бы дать нашим читателям?

— Один мой персонаж наверняка бы огорчился больше всех: молодая женщина из спектакля «Лавина» — ей по ходу действия фактически запрещают рожать, так как крик новорождённого может спровоцировать сход лавины в горах и погребёт всех жителей.

Времена не выбирают, но и жизнь не остановить, и сегодня среди нас есть люди, которым особенно трудно. Например, реальным будущим мамочкам — им не позавидуешь: нельзя нервничать, а они попали с этим коронавирусом в стрессовую ситуацию. Не вполне понятны причины и симптомы болезни, она сопровождается страхами (частью обоснованными, частью преувеличенными). Я бы им посоветовала полностью закрыться от негативной информации и радовать будущего ребёнка хорошей музыкой, позитивными фильмами, а себя — кормить витаминами и поднимать иммунитет...

Кстати, в пьесе всё кончается победой новой жизни над обстоятельствами! Надеюсь, и в нашей истории с коронавирусом будет так же

— Я помню день премьеры этого спектакля-притчи «Лавина». И зал, и сцена, казалось, дышали в такт. Зрители сразу приняли на доверительное хранение ситуацию, боялись внезапно чихнуть, уронить от внутреннего напряжения телефон или зонтик, чтобы не шумнуть ненароком — словно бы после вырванной из гранаты чеки — несли замершую жизнь от начала к развязке. Пока не сошла... ОПАСНОСТЬ.

— Да, тема спектакля — молчание жителей, из года в год попадающих в одну и ту же ситуацию стресса: они вынуждены жить в полнейшей искусственной тишине, приспосабливаться, терпеть. И сегодня это приобретает новое звучание...

— Возможно, многие увидели себя во всей жестокой правде: свою жизнь в полшага, вполголоса, на цыпочках... С оглядкой. Жизнь, как ожидание жизни?

— Весь спектакль прошёл на шёпоте, на осторожном жесте, на минимуме слов вокруг обыденной жизни самой рядовой семьи, трёх её поколений, собравшихся (как в первобытной пещере) в одной комнате где-то в ранневесенних горах. Главное в пьесе, как и сегодня в жизни: оставаясь дома — оставаться людьми.

— Лена, а какие качества мобилизовать в себе на время самоизоляции посоветовали бы самые яркие героини сыгранных вами в театре полусотни пьес?

— У меня, согласно амплуа, много лирических и характерных героинь. У Лизы Бричкиной из нового спектакля «А зори здесь тихие...» можно поучиться всегда полезным практическим навыкам (я, например, с детства люблю убирать дома, а сейчас рутинные дела успокаивают). А пригретую богатой помещицей Гурмыжской Аксинью («Лес» А.Н. Островского), впрочем, как и Золушку, объединяет не только трудолюбие, но и надежды на добрые перемены в неласковой судьбе...

У Ассоль из «Алых парусов» можно поучиться радости жизни, наивности, которая так украшает в 16 лет, вере в мечту! Она ни о ком не думает плохо, и мир поворачивается к ней своей праздничной стороной...

— В постановке пьесы «Женитьба» по Гоголю режиссёр придумал все мужские роли обабившихся и измельчавших «женихов» купчихи отдать актрисам театра. Получился такой театральный упрёк ненастоящим мужчинам... Совет дня от этого «героя» будет?

— Надо подумать. Мне досталась роль Никанора Ивановича Анучкина — отставного пехотного офицера, нетвёрдо стоящего на ногах, но мечтающего, чтобы его невеста непременно изъяснялась по-французски. «Мой отец был мерзавец. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда ещё ребёнком, меня легко было приучить — стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал», — рассуждает он.

От лица этого «недожениха» (потерпевшего фиаско) я бы посоветовала... всем молодым девушкам на выданье (на всякий случай!) начать изучать сейчас (когда появилось время!) один из иностранных языков: всегда отыщется «пехотинец», мечтающий, чтобы будущая жена и мать его детей была человеком образованным.

— Лена, а есть недостаток, который вам хочется «порадовать», «подкормить» во время пандемии и вынужденного простоя в театре?

— (Долго молчит, думает.) У меня наоборот — возникло желание побороться с зависимостью от телефона, от Интернета. Смартфон теперь лежит ТОЛЬКО на комоде, я решила вообще не тратить своего времени на социальные сети и поток информации.

Правда, маме звоню от трёх до пяти раз в день...

18.04.2020

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет