Интернет-портал «ОрелТаймс» продолжает серию публикаций о жизни театра в условиях самоизоляции
По традиции этой весны мы выходим на связь с героями интервью по телефону или при помощи других девайсов: условия диктует самоизоляция. Молодёжный театр в это время активно работает со зрителем в интернет-пространстве, предлагая трансляции знаменитых спектаклей прошлых лет и новые интригующие детали из карантинной жизни артистов. Сегодня знакомим читателей с Сергеем Пузырёвым — создателем таких спектаклей как «Вторая смерть Жанны Д’Арк», «Двое на качелях», «Пышка», «Спасти камер-юнкера Пушкина», громкой премьеры этого сезона «А зори здесь тихие...» и многих других — с незнакомой стороны.
— А кто сегодня может сказать, как изменится наш зритель после такого большого потрясения? Имею в виду не только историю с коварным вирусом, стресс, но и экономическую составляющую, и то, что общество (неожиданно для себя) окажется на новом приближении к «цифровому завтра». Даже те, кто откладывал своё общение с электронными гаджетами «на потом», вынуждены в условиях принятых мер изоляции включаться в изучение возможностей дистанционного общения, образования, решения бытовых проблем, удалённой работы...
И что наш «новый» орловский зритель захочет увидеть на сцене? На что будет отзываться его душа? Будем думать вместе...
Сейчас возникла возможность взять тайм-аут, спокойно сесть и разработать каждую сцену для нового спектакля «Маугли».
— Любимый сюжет миллионов! О чём будет этот ваш новый спектакль?
— Конечно, спектакль будет о человеке, не имеющим никаких культурных кодов, но всё равно обретающим понимание добра и зла. О человеке, который может стать «царём природы» не только потому, что умён, а потому, что берёт на себя ответственность за весь мир, понимая его законы (и став носителем этих законов).
Это будет история о возвращении Человека в Детство, — наивное, но незамутнённое комплексами и неврозами современного человечества. Да, это история о возвращении к истокам...
— Думаю, поклонники театра «Свободное пространство» замерли в ожидании... А пока откройте секрет: как прошла лично для вас самая первая неделя на «каникулах строгого режима»?
— Под знаком внезапно и ниоткуда свалившегося «отдыха». Раз уж так всё получилось — решил я — пора заняться мелким ремонтом, привести в порядок жилище. Обои сменить, обшивку на диване...
Вообще мастерить люблю всё: в диапазоне от театральных макетов — до табуретки. Приятно наблюдать результат: вот пустая сцена, а вот — на ней возникли фигуры, вот были безликие доски, и вот он — предмет мебели...
Одиночество меня не тяготит. Самого себя, как классический интроверт, я могу выносить достаточно долго, с этим проблем у меня нет.
— Но ведь ещё несколько лет назад было невозможно представить, что профессиональное мастерство можно как-то телепортировать (на это время) из дома — зрителям, чтобы «законсервировать», сохранить творческий тонус?
— Был проведён онлайн-сбор труппы, на котором руководство театра вместе с актёрами приняли решение использовать виртуальное пространство Интернета для освоения новых форм контакта со зрителем и организовать творческий процесс теперь уже с учётом сложившихся реалий.
На днях мы запустили новый проект под кодовым названием «17 МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ». И до 9 мая, каждый день наши актёры будут читать стихи и прозу, исполнять песни, посвящённые всенародному празднику. Мы продолжаем художественное чтение стихотворений поэтов Великой Отечественной войны к юбилею Великой Победы (наши артисты обращаются к зрителям напрямую).
Проблема в том, что мы не знаем, насколько этот сценический простой долог... Есть планы (пока у зрителя появились свободные окна в виртуальном общении) предварить очное знакомство орловских любителей, не выезжая за пределы нашего города — онлайн встречами с теми театрами, которые привезут к нам свои лучшие работы в новом сезоне.
Например, приготовили видеооткрытки всех театров-участников, заявившихся на фестиваль (а их десять из девяти городов).
— Да, наши артисты раскрываются с новой, неожиданной стороны. Пресс-служба театра ежедневно выпускает серию видеороликов: актёры читают вслух для наших зрителей свои любимые книги: фантастику, сказки, поэзию. Участвуют в творческих флешмобах (кулинарных, ностальгических, по перевоплощению в живые картины известных художников). Показывают свои хозяйственные навыки, самоделки, рисуют, работают с гримом.
— Теперь, когда речь уже не идёт о коротком «отдыхе», крупные творческие проекты отложены в «долгий ящик»?
— В нашем театре как раз перед началом запрета на проведение массовых мероприятий с большим напряжением всех сил репетировались параллельно два премьерных спектакля этой весны: «Кармен. История Хосе» по мотивам повести Проспера Мериме и «Ночи Кабирии» по сценарию Федерико Феллини. Теперь премьеры перенесены на неопределённое время.
В апреле в Орле уже второй Всероссийский театральный фестиваль «Крылья Победы» должен был собрать спектакли, посвящённые 75-летию Победы в войне. Ожидалась необычайно насыщенная программа и на Международном фестивале камерных и моноспектаклей LUDI. Оба фестиваля пришлось перенести на следующий год.
— Насколько вы информированы о том, что происходит вокруг? Или как Пастернак, выглянув во двор, можете вдруг однажды сказать: «Какое там тысячелетье за окном?» Режиссёру нужен «менеджер по связям с реальностью»? Как вы познаёте жизнь вообще и в сегодняшней изоляции особенно?
— Есть люди, которым нравится жить в воображении. И они бегут от реальности. В процессе работы над спектаклем театральные люди погружены в материал, эпоху, чужое время или чужой строй мысли; театр — это вообще такая во многом альтернативная история... Мы пытаемся отыскать корни вещей... Мечтаем... Хотим влиять на умы... «Прогнуть мир под себя» для творческого человека — не фигура речи.
А когда заканчивается рабочий процесс, мы словно «всплываем» в прежний мир, который на время оставляли ради этой работы.
— (Смеётся) Ну, во-первых, я очень ответственный... если пообещал — не могу не сделать. Даже если это была какая-то мелочь — мысль о ней катапультирует из кровати! Душа требует... тянет, делает жизнь нелёгкой...
А во-вторых, мне нравится жить (и иногда просто жалко спать)! Разве что уговорить себя, что передышка необходима, чтобы быть в тонусе? Я живу на 10 этаже, и огромное небо приходит каждое утро в мою комнату, просыпаясь, я вижу эту красоту... и сожалею, что людям не удаётся поддержать эту гармонию.
— Как называются книги, к которым для вас сейчас самое время обратиться?..
— Это книги Ошо... известного индийского философа. Из мистиков он самый гармоничный, остальные более беспощадны...
— Какие фильмы лучше смотреть в вынужденной изоляции?
— Старые добрые фильмы начала, середины прошлого века, их сейчас много в открытом доступе... Думаю, самое время поностальгировать по человеку более светлому, по-хорошему простому, по понятным отношениям.
— А было кино, которое перевернуло ваше сознание?
— Если говорить о программных вещах ХХ века — то это, конечно, Том Стоппард с его пьесой и фильмом «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
— Обострились ли какие-нибудь желания, о существовании которых вы не подозревали в себе? Что первое вы захотите сделать, когда объявят послабления?
— Не хватает природы, хочется реки, простора. Ещё и весеннее настроение способствует. Как только всё закончится — поедем за город, походим по лесу.
— Вспомните детскую сказку, которая произвела на вас много лет назад самое неизгладимое впечатление?
— «Гуси-лебеди»... Почему-то было очень страшно.
— Хотя в сказке всё заканчивается благополучно... Разгадывая этот психологический тест, можно заметить, что в ней заключён парафраз библейской притчи о возвращении сына к своим истокам. Когда герои «ослушались родителей», они напоролись на серьёзные «приключения». Но чтобы избежать погибели — им нужно не просто быстро (линейно) бежать от преследователей, важно каждый раз кардинально меняться, превращаясь в нечто непохожее на предыдущий свой образ... То в птичку, то печку, то в дерево... Намёк на судьбу творческого человека?
— Если не выходить за порог дома , ничего нового не узнаешь, опыта не обретёшь. Я думаю, что родители хотят, чтобы дети принимали самостоятельные решения, становились исследователями и потом творцами мира.
Это детям кажется, что они нарушают запрет, а отец рад опыту своего чада.
А «превращаться, меняться...» — закон нашего изменчивого мира, но ребёнок должен это узнать на собственном опыте, а не из рассказов. Поэтому умение изменяться— это и Судьба, и Путь любого творческого человека...
— (Думает) Сидит такой волк, называется «самоедство»... Пока работаешь в трудовом режиме — это прибиваешь, а в одиночестве — вся рефлексия выползает. И если умеренное сомнение прекрасно, то гипертрофированное... только во вред.
Что спасает? Простое творчество. Рукодельные занятия: выжигание, мелкий ремонт. Спорт. Медитация... Книжная полка. Но на первом месте — семья. Слава Богу, живы родители, они в Брянской области. Созваниваемся.
— В одном из ЗАГСов открыли для молодожёнов «Лабораторию семейного счастья». Колбы, символические вещества и реактивы на столе... Предлагают супругам создать свой рецепт «эликсира семейного счастья». Какой рецепт нравится вам?
— Создание семьи имеет смысл, если ты встретил человека, который делает тебя лучше, подталкивает вверх, вдохновляет на развитие. Жена — центр такого мира, точка опоры. А в «рецепте» главное — желание понимать; умеет слышать друг друга.
— Что ели сегодня на завтрак? На обед? На ужин? Заказываете готовую еду? Где берёте продукты?
— У меня предвзятое отношение к еде, приготовленной чужими руками. Поэтому сделали запас, изредка хожу в магазин. Сегодня ели сырники с изюмом; потом яичницу с колбасой; вечером фрукты-овощи.
— После вынужденного заточения всей труппы зрителям ждать «Болдинской осени» — взлёта творчества?
— Постараемся не потерять форму! Хотя для людей театра длительная разлука со зрителями, отсутствие ежедневной совместной работы — это непростое испытание. Надеемся на скорую встречу!
05.05.2020
Автор: Ольга Кононенко
Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс