Орловский театр отметил 45-летие и не намерен «переобуваться», отступая от принципов

Чем запомнится юбилей орловского театра «Свободное пространство»?

«Люди в чёрном» блистали юмором и оптимизмом... Талантам было тесно на сцене. А зрителю — тепло от обилия сюрпризов и постковидного возвращения в любимые залы, такого долгожданного и так ярко обставленного.

... позади 450 премьерных спектаклей

Коллектив орловского театра для детей и молодёжи «Свободное пространство» отметил 45-летие со дня образования трёхчасовым шоу. Юбилей приурочили к Международному дню театра.

Зритель, проходя через фойе, мог познакомиться с выставкой наград и театральных костюмов из популярных спектаклей. А в ходе спектакля узнал, что «Свободное пространство» — «это 45 неповторимых театральных сезонов, 200 литров пролитого пота, 450 премьер и многие тысячи благодарных зрителей».

Было всё, чем богат и отличен юбилей: речи, подарки, вручения, смотр достижений. Было много музыки, дымного тумана, световых эффектов. Так решили показать реальные результаты материальной помощи театру региональной власти по пополнению светового и звукового оборудования.

Программу назвали «Быть или не быть?», имея в виду судьбу современного театра в зыбком меняющемся мире. Задумку объяснил художественный руководитель «Свободного пространства» Сергей Пузырёв. Действительно, вопрос не праздный: нужен ли будет вчерашний театр наступающему времени? И если да, то какой именно? Надо ли «переодеться» или, паче чаяния, «переобуться», чтобы соответствовать современным ожиданиям?

Разумеется, последнее слово осталось за Господином Театром (голос Альберта Мальцева) и за Верным Зрителем, который любит и выбирает этот театр уже почти полвека и при разной погоде.

...старый театр умирает, да здравствует новый?

В труппе такое количество разноплановых актёров, интересных личностей, что жалеешь только об одном: нет для всех главных ролей, иначе пришлось бы готовить премьеры раз в неделю, и орловчане скоро позабыли бы про телевизор и соцсети.

Вот, словно на ускоренной съёмке, пронеслась первая реприза: пантомима в костюмах традиционного Орловского Международного театрального фестиваля «ЛЮДИ». Блеск, браво! Правда, теперь этот фестиваль, похоже, останется лишь в нашей памяти — такова мировая обстановка. Когда говорят пушки — международные музы под санкциями молчат.

Весь вечер на сцене — «люди в чёрном», три красавца, три героя-любовника (согласно амплуа): Сергей Козлов, Максим Громов и Валентин Тюрин. Они связывают действие в единый сценарий, смешное — с трагическим, легкомысленно-отдыхательное — с глубоко философским, стремясь выполнить первое обещание ведущих вечера: «разрушить четвёртую стену», напрямую поразить зрительские сердца.

Начинали по пиетету. Вспомнили отцов-основателей вообще (Станиславского, Щепкина) и наших орловских — в благодарном поклоне, без кого театр не родился бы 26 декабря 1976 года (Юрия Копылова, первого директора Колыханова и первого художника театра Шавловского). А также Александра Михайлова, который в 1991 году дал театру сегодняшнее имя и вдохнул в него другую жизнь.

Далее «жрицы монолога, мастера психологического жеста» и просто первые красавицы труппы (Мария Козлова, Ирина Агейкина, Елена Шигапова, Светлана Нарышкина) — в пудре, париках и кринолинах — тонко изобразили террариум коллег-змеек с обманными поцелуями-укусами. И КВНэновскими шутками про тяжкую судьбу театральной премьерши: «Время уходит, а мы остаёмся... Дома только телевизор, я даже мужа завести не могу — потому что его кормить и выгуливать надо!»

Как же в этот момент зрительницы, живущие исключительно работой: экономисты и юристы, бухгалтера и продавщицы, — понимали премьерш! Ведь это они плакали накануне над статистической заметкой ОрёлТаймс, что число женщин в Орле критически превосходит мужское население! И это в общем списке с колющимися-пьющими! А если отминусовать героев девичьих снов? Воистину, по-настоящему родной театр актуален даже в мелочах: «если к правде святой мир дороги найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой...»

... виват искателям смыслов из «Свободного пространства»!

Жриц любви и главных ролей театра сменили, согласно сценарию, Титаны и Атланты с орловской пропиской — и эта линейка тоже длинна: неповторимые и заслуженные Валерий Лагоша, Маргарита Рыжикова, Елена Шигапова и Нонна Исаева, а также Николай Рожков, Олег Семичев, Лариса Леменкова, Олег Котов, Андрей Бухмиллер и Владимир Крашенинников. Все они стояли у истоков, создавая особую театральную атмосферу, в которой главным оставалось: «всегда смотреть вперёд!», помнить, что «искусство призвано вскрывать многоликое зло!».

По только что родившейся традиции им были вручены памятные статуэтки Дон-Кихота с копьём и надписью по основанию — «Люди Ламанчи» работы орловского скульптора Алексея Рывкина. За заслуги перед искусством перевоплощения.

Виват всем романтикам, мечтателям и поборникам справедливости! Всем искателям смыслов из «Свободного пространства»!

... спасибо всем, кто «одел сцену»

и помог «погрузить актёров в образ»

Наверное, впервые на сцене в один вечер оказались почти все штатные сотрудники: и актёры, и службы, обеспечивающие матчасть каждого представления. А в зале — такое количество любящих родственников, друзей, коллег и постоянных поклонников... именно эту сцену... Зал дышал успехом, был полон под завязку и гремел нескончаемыми аплодисментами. С юмором и уважением к рукодельному мастерству представили все цеха и службы театра, без которых, как без рук, без ног, без лица, без декораций — стоял бы голый артист на голой сцене.

Награждали пошивочный цех («настоящих «бойцов-сТрочников»); костюмеров и гримёров (они истинные «пластические хирурги актёрского образа», знающие секреты и «молодого» и «старого» грима; умеющие «подстройнить» героиню или «подмускулинить» героя). Награды и свою минуту славы получили все подразделения «невидимого фронта»: радиоцех, столярный, художественно-декорационный, реквизиторский, бутафорский, монтировочный, музыкальный, помощники режиссера, хореографы.

Цеха, которые делают всё, чтобы «на сцене, где не было ни кола, ни двора» — всё это появилось. Был замечен и отмечен труд «мастеров пилы и отвёртки», «пап Карло и Да Винчи» орловских театральных подмосток.

...официальная часть, интервью на диване

Награждение шло красиво, нон-стоп, без пафоса и формализма.

Вместо трибунных речей на празднике — блиц-интервью. Первым испытание проходил Михаил Вдовин, который согласно своему статусу вручил почётные грамоты Орловского облсовета дюжине театральных работников. Благодарностью отметили и пресс-секретаря театра Полину Дудину за организацию информационной поддержки. Как постоянный зритель «Свободного пространства», Вдовин ответил на вопрос, «быть ли театру», утвердительно: «Быть! Потому что только здесь чиновник, власть, да каждый человек может увидеть себя со стороны!».

Прослушав «лёгкий бит» в исполнении «музыкального сердца вечера» — вокально-инструментальной группы «Многом шума из ничего» в составе талантливых «многостаночников», музыкально одарённых артистов Андрея Григорьева, Стаса Иванова, Виктории Саленковой и Михаила Неженцева, ведущие пригласили на диван для интервью бессменного председателя Орловского отделения ВТО Павла Легкобита. Поздравив всех членов профессионального товарищества и вручив приветственные адреса, он торжественным словом и внушительным мечом из реквизиторской благословил пополнение рядов театра новым рыцарем.

Начальник областного управления культуры Орловской области Наталья Георгиева вручила почётные грамоты большой группе сотрудников театра, в том числе, директору Марине Тепловой.

Праздник состоялся, завтра — новые репетиции, новые премьеры.

02.04.2022

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет