Орловский театр «Свободное пространство» открыл очередной сезон спектаклем «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касоны

Режиссёр спектакля — Сергей Пузырёв, художник — Анастасия Копылова

Это тот случай, когда художник стопроцентно сработал на режиссёрский замысел.

Первое, что сразу же оценивает зритель — это очень интересные костюмы и сценографию, причём в обеих частях спектакля. При этом первый и второй акты настолько контрастны по атмосфере и стилистике, что создалось ощущение, будто ты посмотрел два разных спектакля.

Первая часть — комедийный, полуфарсовый детектив, рассказывающий о творческой конторе — этакой немного мрачноватой фабрике иллюзий, куда попадает одна из главных героинь — «девушка с грустными глазами» Марта (Ольга Виррийская).

Сюда же, в тайную контору, обращается и сеньор Фернандо Бальбоа (Альберт Мальцев), чтобы ему помогли разыграть спектакль перед его женой Эухенией, которую играет заслуженная артистка РФ Нонна Исаева. Старая женщина много лет ждёт встречи с ушедшим из дома после скандала внуком. Муж в курсе, что вставший на скользкую дорожку внук превратился в законченного негодяя, и не хочет для своей любимой супруги встречи с такой жестокой реальностью, а потому решается на ложь во благо: чтобы внука Маурисьо (Максим Громов) и его молодую жену (Ольга Виррийская) сыграли сотрудники агентства.

Вторая часть — дом Бальбоа, где и разыгрывается этот очаровательный обман. Светлые воздушные декорации, классика, навевающая мысли то о чеховском «Вишнёвом саде», то об «Унесённых ветром», когда чернокожая служанка Женевьева (Олеся Балабанова) выходит на сцену ну прямо точь-в-точь как Мамушка, воспитывавшая Скарлетт О’Хару.

Как вы понимаете, после балансирования на грани обман всё же раскрывается. Появляется настоящий Внук (Валентин Тюрин) — хладнокровный, бессердечный, растерявший всё хорошее, что когда-то связывало его со своей семьёй. И вот тут приходится держать удар перед разрушительной реальностью. Героиня Нонны Исаевой этот удар выдержала с достоинством. Сразу вспоминаешь название спектакля. Фраза «Деревья умирают стоя» — популярная испанская пословица, говорящая о силе человеческого духа перед лицом серьёзных потрясений.

Сколько бы ни длился самый виртуозный обман, жизнь рано или поздно устроит встречу с реальностью, сорвёт шоры и розовые очки.

А в чём, собственно, правда?

— Над этим вопросом многие ломают голову, — говорит режиссер Сергей Пузырёв. — Мы вряд ли дойдём до точного ответа. Говорят, оптимизм — это недостаток информированности. Здесь с правдой такая же ситуация. Мы все находимся на разных уровнях понимания: кто-то знает больше, кто-то ещё больше, и поэтому на всех уровнях понимания мира правда разная.

Пьеса, написанная после Второй мировой войны, затрагивает актуальные темы.

— В периоды, когда мир начинают раскачивать, рушатся прежние понятия о правде и лжи, о добре и зле, — говорит режиссёр. — Что-то скрывается, что-то не договаривается, где-то откровенно врут. И оказывается, что ложь, маска — это замечательное оружие. И вопрос, что такое реальность и как с ней быть — не праздный, а катастрофически важный. Если я не понимаю, в каком мире живу, и не знаю, как в нём жить, я не понимаю правил игры.

Спектакль ставит множество вопросов: что лучше — ложь во спасение или горькая правда? Может ли то, что написано в добрых и мудрых книгах, стать реальностью, или это наив­ная иллюзия? И можно ли светлыми фантазиями исправить мир, сделать его лучше, чище, добрее? Где грань между фантазией и ложью?

На все эти вопросы каждый будет отвечать сам. Ведь перед самим собой-то уж, наверное, можно и нужно оставаться честным. (16+).

Справка

1949 год — первая постановка пьесы «Деревья умирают стоя» прошла в Аргентине. Потом несколько лет она была очень популярна в СССР и Европе, а затем — 70 лет забвения. Лишь в 2012 году пьесу снова поставили.

08.10.2022

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Фото

Купить билет