Это трагикомедия «В ожидании Годо» по одноимённой пьесе известного драматурга Сэмюэля Беккета, произведения которого известны как классика театра абсурда
Постановщик — московский режиссёр Вера Анненкова — уже ставила в театре «Свободное пространство» два спектакля: «Лес» Островского и детский спектакль «Золушка». В этот раз выбор пал на известную трагикомедию, написанную в жанре абсурда: по мнению режиссёра, это именно то, что нужно в сегодняшнее непростое время.
— Нам надо научиться жить моментом, а не завтрашним днём, — уверена Вера Анненкова. — И об этом — наш спектакль.
Для постановки революционного спектакля в Орёл приехала целая команда профессионалов. Ведь театр абсурда — это совсем не «касса», как говорят в профессиональных кругах. То есть это тонкое психологическое искусство нельзя назвать массовым, всем понятным. Здесь в центре не эффектные театральные приёмы (хотя в спектакле есть и они), а филигранное мастерство артиста. Вместе с Верой Анненковой над спектаклем трудились художник по костюмам Клёна Родкевич, художник-сценограф Сергей Тимонин, художник по свету Антон Юдаков, специалист по видеомэппингу (проще — по видеопроекциям) Михаил Маликов. Все вместе они помогали артистам творить на сцене невообразимое зрелище, которое выбивало зрителя из колеи, изменяло сознание, ломало шаблоны, заставляло задуматься о новом, неизведанном, далёком, пробуждало неизведанные чувства и ощущения.
Как и обещали создатели спектакля, анонсируя новую работу, уже при входе в зрительный зал зритель погружается в мир фантастический, совершенно неземной: на занавесе проецируется какой-то космический вихрь, отсылающий к началам мироздания, по всему залу дрожит лёгкая световая рябь, льётся холодный свет, мистическим фоном звучат голоса каких-то сверчков и земноводных. Такое начало, надо сказать, вмиг заставляет забыть о мире реальном, расслабленно улыбнуться, усесться в кресло и войти в неведомый мир, где на дремучих торфяных болотах ведут свой вечный диалог Владимир (заслуженный артист России Валерий Лагоша) и Эстрагон (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова).
Вслушиваясь в диалог персонажей, зритель пытается нащупать интригу, завязку, центральную тему, но проходит десять, пятнадцать, двадцать минут, а красная нить не нащупывается. При этом (удивительно!) слушать и смотреть на них — огромное удовольствие. Великолепный актёрский дуэт Лагоши — Рыжиковой — живой, смешной, органичный, пластически выразительный. Как вязальный крючок, подхватывая очередную петлю шерстяной нити, образует в итоге широкое красивое полотно, так из этих коротких перебрасываний фразами (часто звучащими совершенно абсурдно) рождается великий смысл.
Да, смысл всё-таки находится, но каждый зритель обретает его в разных местах спектакля. Что эти двое делают у деревенской глухой дороги? Кого они так напряжённо и страстно ждут? И почему нельзя уйти? Кто такой Годо или что он? Для чего его ждать? Зритель ломает над этим голову лишь в начале спектакля. Потом же мы с волнением начинаем понимать, что у каждого из нас есть свой Годо, своё то, чего нет, но чего мы очень ждём, лишая себя радости жить сегодняшним днём.
Стоит отметить, что поднятые Беккетом темы могут показаться кому-то чересчур тяжёлыми и мудрёными в ходе чтения пьесы, но спектакль Веры Анненковой — это удивительно лёгкая, прозрачная, светлая, понятная каждому история.
Что помогает авторам спектакля сломать заржавевшие шаблоны сознания зрителя и сделать его душу живой, отзывчивой и гибкой? Кроме актёрской игры это, конечно, завораживающая сценография: раскидистое фантастическое дерево со спадающими белыми ветвями, отбрасывающее тень на очертания неизвестной планеты (эдакая реминисценция на белые ивы из «Аватара»), голые камни-валуны, которые не только лежат на сцене, но и, нарушая законы земного тяготения, висят над ней. Что это — Земля или вымышленная вселенная? Космический вихрь, проецирующийся на занавес, создаёт ощущение того, что мы не на планете Земля. Но мы видим, как герои замирают перед красотой восхода и заката земных светил: завораживающая до мурашек сцена, когда по заднику бежит проекция жутковатой огромной Луны...
Здесь всё не случайно, всё подчинено раскрытию замысла и характеров актёров, всё подыгрывает им, их психологическому состоянию. Даже простые морковь и репа, которыми смачно перекусывают главные герои, и те здесь, кажется, существуют только лишь для того, чтобы показать, насколько хлеб насущный для них обоих ерундовая вещь. Кстати, вам не кажется, что Годо — это объединённые в одно имя уменьшительно-ласкательные формы имен Владимира и Эстрагона — Диди и Гого? Тогда выходит, что эта пара живёт в ожидании идеального союза, а между тем такой союз ими уже достигнут! (Вспомним ключевую фразу режиссёра: «Нам надо научиться жить моментом, а не завтрашним днём».)
Второй актёрский дуэт в спектакле — это дуэт Поццо (Альберт Мальцев) и Лаки (Валентин Тюрин). Эта зажигательная парочка вносит в спектакль громкие, кричащие, экстравагантные ноты. Важный господин Поццо поначалу внушает страх, его боятся, преклоняются, злобно уважают. При этом его фигура комична своей нелепостью и напыщенностью. Альберт Мальцев сумел придать Поццо (как и всем своим персонажам в других спектаклях) невероятную харизму, индивидуальность и комизм. Все его выходки вызывают в зале неподдельный громкий смех.
Выпуклый, душераздирающий образ удалось создать Валентину Тюрину. Пожалуй, эта роль станет для молодого актёра одной из знаковых. Его Лаки настолько ничтожен и несчастен, что зрителю кажется, будто бьют и унижают его самого. А фееричный танец и монолог Лаки, который произносится с невероятной скоростью, на одном дыхании, и при этом наполнен совершенно абсурдными словесными оборотами, вызывают в зале всплеск аплодисментов.
Очень трогательный образ в совсем крошечной роли удалось создать Валерии Жилиной, которая исполняет Мальчика. Его короткое появление на сцене врезается в память и заставляет ещё долго вспоминать наивно-детские, жалкие ответы Владимиру: «Да, сэр!», «Нет, сэр!».
Принято считать, что театру абсурда присуща атмосфера уныния, упадничества и отчаяния, однако режиссёру Вере Анненковой и её команде удалось создать тонкий, воздушный, невероятно душевный спектакль, который выписан светлыми красками. Режиссёр сама признаётся, что в каждом спектакле, каким бы он ни был трагичным, она оставляет свет в конце тоннеля. Это действительно так. Спектакль «В ожидании Годо» — это ода человеку, его способности любить, чувствовать, помогать, не оставаться равнодушным.
20.11.2020
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орёл-регион