Орловский театр «Свободное пространство» представил премьеру — мюзикл «Яга»

Этот спектакль ждали давно, и постепенно зритель к нему готовился

На странице театра «ВКонтакте» периодически размещалась информация о персонажах, этакий краткий экскурс в мир славянской культуры. Мифология, обычаи, легенды, значение имён... Забава, Велес, Буян, Гамаюн, Мара... За каждым из них — образ, сотканный в глубине веков, за каждым — свой характер и история.

По сути спектакль — история Яги. Кто она? Откуда взялась? Испокон веков это имя ассоциируется у нас со сказочной страшной старухой, которая к кому-то была беспощадна, а к кому-то порой и добра. Укажет путнику дорогу, достойному даст совет или волшебную вещицу. Но так или иначе, это одинокое существо, обитающее в дремучей чаще леса в своей мрачной избушке на курьих ножках...

В мифологии славян Яга — дочь Вия, владыки царства Нави, и богини Макоши, старшей из трёх богинь судьбы. В те далёкие времена считалось, что Яга — божество смерти, она сторожит вход в царство мёртвых и даже является проводником душ. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сёстрам Ладе и Деване...

Что же этакое должно было случиться, что довело Ягу до такой жизни, что при одном её упоминании сразу становится не по себе?

Вот об этом и рассказывает нам спектакль, к слову, совершенно оригинальный, эксклюзивный продукт. Автор либретто — Мария Малухина, композитор — артист театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев. Сочиняя музыку к «Яге», он вдохновлялся творчеством таких русских фолк-групп, как «Мельница» и «Сколот».

Вообще над спектаклем работала очень талантливая команда. Художник-постановщик Евгений Терехов создал особую атмосферу русской старины. Художнику по костюмам Анастасии Тереховой удалось совместить традиционную русско-славянскую стилистику с нотками сказочности и современности. Сложным и выразительным был свет (художник по свету — Иван Виноградов). Большая работа проделана в плане хореографии. Хореограф-постановщик Ирина Кашуба поставила не просто красивые, технически и ритмически сложные номера, где используется стилизованная русская народная хореография: порой они напоминали фееричный балет или старинные боевые искусства.

Славянский колорит проступает во всём: в интонациях, в строках песен, в пословицах... «Скажешь курице, а она — по всей улице»; «месть слаще, чем ягода спелая, уж поверь мне, Яга»; «очами синими-синими, как озеро»; «чужую судьбу исковеркав, я душу свою предам»; «и в чёрной душе искра теплится»...

Спектакль, идущий два с лишним часа, пролетает на одном дыхании, он настолько динамичен, что в нём совершенно нет пауз, нет замедлений, когда можно немного отвлечься от действия и расслабиться.

— Мюзикл — один из самых сложных жанров театрального искусства, — говорит режиссёр спектакля Дарья Борисова. — Сложность его в том, что, с одной стороны, он должен работать как механизм, как часы, от и до — артисты, мизансцены, свет, звук. А с другой — каждый вечер спектакль должен быть живым, каждый раз разным, чтобы артисты чувствовали себя свободно и вдохновенно. Жанр мюзикла предполагает вокальные и хореографические навыки, одним драматическим талантом тут не отделаешься. И найти артистов, в равной степени обладающих всеми этими способностями и талантами, не так просто.

Сложно петь и танцевать одновременно. Это высший уровень мастерства для драматического артиста — соединить в себе танец, драму и вокал.

Бесспорно, отлично с этим справилась исполнительница роли Яги актриса Елена Симонова. Конечно, Яга — материал благодатный по глубине и объёму, здесь есть где развернуться, что прочитать и преобразовать в роль с богатой палитрой театральных красок. Яга в исполнении Елены и лирична, и глубоко драматична, и ангел, и страдалица, и воин, и настоящая ведьма.

Колоритные, запоминающиеся образы создали Ольга Виррийская(Забава), Максим Громов (Велес), Сергей Козлов (Буян), Станислав Иванов (Князь), Валентин Тюрин (Гамаюн).

«Яга» — превосходный спектакль. Он не только восхищает и удивляет зрителя, не только берёт его за душу, но и заставляет отвечать на вопросы: где та грань, когда человек бесповоротно переходит на сторону зла? когда можно простить, а когда нельзя? «Прости всех, они за зло своё ответят, но не сейчас и не тебе»...

Спектакль о том, что насилие порождает насилие, что своей завистью и другими своими грехами мы сами порождаем зло, создаём демонов и прочую нечисть...

Со спектакля «Яга» просто невозможно уйти пустым. А в этом-то и есть сверхзадача его создателей.

29.09.2023

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орёл-регион

Купить билет