Режиссёр спектакля Алексей Доронин уже работал с труппой — ставил на орловской сцене «Сирано де Бержерака»
Первое впечатление от спектакля — это красиво. По всей длине верхней части сценического задника расположилась картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Внизу служанки в строгом дресс-коде на длинный стол стелют белоснежную скатерть. Костюмы гостей, пришедших на ужин к городничему (Альберт Мальцев), выдержаны в тех же сдержанно-благородных тонах, что и на картине. Однако параллели и гармония верхнего и нижнего «ярусов» исчезают с первых минут действия. Тут совсем другой ужин и другие нравы. Это эффект перевёрнутого зеркала...
Оставив все смысловые уровни гоголевской комедии, создатели спектакля придали материалу притчевое звучание. Начинаясь как социальная, сатирическая комедия, спектакль периодически пронизывается мистическими моментами. Это мастерски создаётся светом, музыкой и игрой актёров. От выражения лица того же Петра Ивановича Бобчинского (Максим Громов) порой холодок по коже пробегает. И в этой его медленной, размеренной сутулости иногда чувствовалось что-то рептилоидное... Вообще, некоторые второстепенные персонажи в постановке не так уж просты, как покажется на первый взгляд. Кто-то уловит в спектакле также нотки триллера и детектива. И всё в конце концов выливается в притчу, уроки и смыслы которой каждый зритель будет открывать для себя сам.
— Люди остаются всё теми же, с теми же проблемами, — говорит режиссёр спектакля Алексей Доронин. — Да, нас гаджеты от многого отвлекают, но не меняют. Остаются те же три уровня сознания и развития: животный, человеческий и божественный, и чтобы достичь третьего, нужны баланс и гармония с первыми двумя.
Меткий и ироничный взгляд Гоголя в чиновничьем мире России гармонии явно не усмотрел...
Было интересно смотреть на то, как весь мир уездного городка вдруг начал вращаться вокруг того, кого все сочли столичным ревизором. Какой сладострастной лианой вьётся вокруг потенциального жениха дочка городничего Марья Антоновна (Елена Симонова). Как слаженно пускает пыль в глаза и как виртуозно подгоняет саквояжик с деньгами чиновничий квартет — Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ (Игорь Нарышкин), Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья (Сергей Козлов), Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений (Станислав Иванов) и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин (Николай Рожков).
Андрей Григорьев в роли Ивана Хлестакова был очарователен, лёгок и элегантен, само «скромное обаяние буржуазии».
Все основные повороты гоголевского произведения режиссёром сохранены, а сокращение текста только добавило действию динамики, спектакль смотрится на одном дыхании, в нём нет скучных моментов.
В гоголевском «Ревизоре», как давно заметили критики, нет ни одного положительного героя. По словам автора, он решил собрать в произведении в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека как раз справедливости, «и за одним разом посмеяться над всем». А что ещё остаётся, если мы видим, что происходящее неправильно, но мы никак не можем на это повлиять и поменять что-то? Смеяться. Саркастически, сардонически, грустно и... с надеждой...
Всё же общество во все времена нуждается и в положительном персонаже, и в настоящем ревизоре, который однажды наведёт порядок в запущенном чиновничьем хозяйстве. Но кто он — настоящий ревизор? Возможно, что он где-то спрятался среди нас, наблюдает и делает выводы? Или он притаился в среде гоголевского чиновничьего мира, чтобы однажды явить себя? Или он ещё только в пути?
В спектакле хрестоматийная «немая сцена» нашла своё продолжение в словах Гоголя (из его переписки). Их с авансцены произнёс некий государственный человек (не будем называть того, кто его сыграл, чтобы сохранить интригу, скажем только, что в спектакле он играл мастерски).
Вот эти слова: «Если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но последнее место возьмёте, предпочитая одну крупицу деятельности на нём всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы ещё не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
Главное, любя Россию, не смешивать понятия «Отечество» и «ваше превосходительство», но это уже, как вы понимаете, Сатыков-Щедрин и, как говорится, совсем другая история.
19.07.2023
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда