8 и 9 и 21 октября в «Свободном пространстве» заявлена премьера драматической притчи «Клятвенные девы» режиссёра Владимира Ветрогонова по пьесе Олега Михайлова
Художник Г. И. Сеничко. Музыкальное оформление О.Н. Селина.
Спектакль создан при поддержке Министерства культуры РФ. В постановке заняты только женщины. Такой подход мотивирован самим материалом: в северной части Албании до сих пор жива одна старая традиция. Люди живут кланами (но не все, и это не закон), во главе каждого стоит мужчина. Но мужчины всё время воюют и уничтожают друг друга в борьбе. И тогда, если в клане нет мужчины, родовое объединение может быть расформировано или роль главы рода может выполнять женщина: она берёт это на себя и берёт мужское имя.
Незамужняя дочь может стать главой семьи, получить все права и социальные привилегии мужчин, но только при условии принятия обета целомудрия и безбрачия. Так, у древних албанцев при отсутствии в семье сына-наследника его место могла занять дочь.
После принесения клятв и торжественного обряда женщина переходит в новый социальный статус — «бурнеши», или «клятвенной девы», чтобы до конца своих дней выполнять социальные мужские функции, одеваться и вести себя, как мужчина, обладать равными с мужчинами правами. По образу жизни и внешне бурнеш почти не отличить от мужчин, они держатся на равных, и таких «женщин-мужчин» за волевое решение и возложенную на них ответственность в их родной стране уважают.
И тут возникает противоречие. Привилегии и самоутверждение в рамках традиционного общества — с одной стороны, плюсы. Но как складывается жизнь у женщины, когда она добровольно забывает своё естество? Ведь она, незамужняя и бездетная, обречена на одиночество... Спектакль, по задумке режиссёра, будет наводить зрителя на решение непростых вопросов о зависимостях и независимости, о свободе и несвободе, о любви в таких обстоятельствах.
«Подобного рода материал я прежде не ставил: выбранный автор жёсткий, — рассказывает режиссёр Владимир Ветрогонов (г. Санкт-Петербург). — Только после того как мы все вошли в материал, я понял, как он важен и необходим... Несмотря на ужасную историю, в нашем спектакле будет много юмора. Просто, когда человек находится у черты, ему ничего не остается как смеяться. Когда нам это стало понятно, когда каждый пропустил это сквозь себя, у нас стало получаться. Мне даже самому любопытно, как зритель это воспримет».
С чего начинается албанская история, или пролог к ней, нам сегодня удалось увидеть на прогоне спектакля.
В ролях заняты: заслуженная артистка РФ Нонна Исаева (играет бурнешу), заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова, Олеся Балабанова, Валерия Жилина, Виктория Саленкова, Эльвира Кузнецова, Ольга Виррийская, Татьяна Шмелёва.
P.S. Имя Владимира Юрьевича Ветрогонова уже известно орловцам. В театре «Свободное пространство» он ставил «Продавца дождя» и «Леди Макбет Мценского уезда».
30.09.2016
Автор: Ирина Крахмалева
Источник: Городской портал InfoOrel.ru