От благородных людей – до обитателей лесов

В «Свободном пространстве» поставили комедию А.Н. Островского. Интернет-портал «ИнфоОрел» о премьере комедии «Лес»

На орловских подмостках режиссёр из Москвы представила премьеру – спектакль «Лес» по одноименной пьесе А.Н. Островского: 5-6 апреля Вера Анненкова вместе со зрителями оценила игру на уровне «театра в театре».

В Год театра как нельзя кстати придётся постановка по классическому произведению о том мире, где роли выходят на первый план, заслоняя собой истинное человеческое лицо. И каждый не одну играет роль...

Помещице Раисе Павловне Гурмыжской (Ирина Агейкина) есть где разыграться. И такая игра – в квадрате – полезный опыт и, безусловно, подарок артистке «Свободного пространства». На глазах у благодарной публики в лице соседей (Станислав Иванов, Олег Семичев) она принимает облик благодетельницы для воспитанницы Аксиньи (Елена Симонова, Ольга Виррийская) и взятого на содержание гимназиста без диплома Алексея Буланова (Максим Громов). На самом деле ей жаль дать денег за бесприданницу, чтобы устроить судьбу бедной девушки. А за молодого человека она, безутешная вдова, собирается замуж, но, чтобы избежать кривотолков, хочет обернуть ситуацию так, будто живёт он в доме на правах жениха Аксиньи.

Перед Иваном Петровичем Восмибратовым, купцом, торгующим лесом (Сергей Козлов, Альберт Мальцев), она то надевает маску бережливой хозяйки, у которой каждый рубль на счету, то хитрит и женским обаянием пытается оформить сделку в свою пользу.

В глазах родственника Геннадия Демьяныча Несчастливцева (заслуженный артист РФ Валерий Лагоша) она женщина кроткого нрава, заслуживающая уважения и всяческой заботы. Но Гурмыжская только и думает, как бы ей списали долг и не мешали распоряжаться состоянием.

Подыгрывают помещице, каждый на свой лад, хитроватая ключница Улита (Ольга Чибисова) и исполнительный лакей Карп (Олег Котов, Владимир Крашенинников).

Во время спектакля Гурмыжская переодевает несколько платьев, красуясь словно на подиуме, превращаясь из печальной вдовы строгих убеждений в цветущую женщину со вкусом, добившуюся мужского внимания (художник по костюмам Клёна Родкевич осовременила эпоху, размыв временной контекст). Гурмыжская не просто актриса – она состоявшийся режиссёр и сценарист, написавшая счастливый финал своей пьесы (и по части финансов удалось избежать трат, и личную жизнь устроила, как хотела). Вот только место действия этого произведения – сыр-дремучий бор, «лес», как называет это общество Островский словами Несчастливцева, где «старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных». И благородство в таком лесу... не водится: подлинные артисты одной только своей профессией вызывают у подобного общества, погрязшего в лицемерии и ханжестве, презрение и брезгливость.

Пьесы А.Н. Островского имеют интересую творческую судьбу с самого появления. Более того, он, опытный драматург, прекрасно разбирался в искусстве слова, обращённого в зал, хорошо понимал актёрскую природу и знал тайны закулисья. Театр и сам не раз становился героем пьес литератора. К примеру, таких как «Лес» (1871), «Комик XVII столетия» (1873), «Таланты и поклонники» (1881), «Без вины виноватые» (1883).

В комедии «Лес», полной социальной сатиры, обличителями пороков помещицы и её окружения выступают провинциальные служители Мельпомены с говорящими фамилиями – Счастливцев (Николай Рожков) и Несчастливцев. Они «закольцёвывают» действо: с появления бродячих артистов, пребывающих в вечных поисках работы и куска хлеба, в зале оно начинается, их же финальными репликами, обращёнными как к персонажам, так и непосредственно в зал, оно и завершается. Трагик и комик (за этими амплуа скрывается соответствующее мировоззрение) на фоне «заигравшегося» провинциального общества смотрятся оригинально именно за счёт искренности, которую вкладывает в их уста автор.

Конечно, Несчастливцев – резонёр, и современному зрителю, может быть, странно слышать слова обличительные, столь прямо брошенные публике, с цитатами из Шиллера:

«Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы. Когда у меня деньги, я кормлю на свой счет двух-трёх таких мерзавцев, как Аркашка, а родная тётка потяготилась прокормить меня два дня. Девушка бежит топиться; кто её толкает в воду? Тётка. Кто спасает? Актёр Несчастливцев! «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! Львы и леопарды питают детей своих, хищные враны заботятся о птенцах, а она, она!.. Это ли любовь за любовь? О, если б я мог быть гиеною! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»

Тем не менее режиссёр идёт вслед за Островским, не сокращая текст, не умаляя долю прямого  морализаторства и соглашаясь с оценкой персонажей. Символично, что подлинных актёров Счастливцева и Несчастливцева от потревоженных «обитателей лесов» отделяет прозрачная стена – проекция со спутанными ветками (и впрямь в жизни у помещицы и её окружения всё так сплелось, что игру можно принять за реальную жизнь и наоборот, Гурмыжская и сама подмечает – «Играешь, играешь, да заиграешься...»).

Отметим, что над оформлением сценического пространства  трудился художник-сценограф Сергей Тимонин, служащий в Большом театре и Московском областном театре драмы и комедии. Дощатый, под наклоном, полукруг, как место, где разыгрываются страсти, голубятня с живыми птицами, импровизированный «деловой кабинет», где идёт торг лесом, – всё это уместно вовлечено в действо. 

На премьере 5 и 6 апреля режиссёр Московского Областного государственного театра драмы и комедии Вера Анненкова поблагодарила труппу орловских артистов, своих помощников, работавших над постановкой, а также терпеливого зрителя, способного не только три с половиной часа усидеть в кресле, но ещё и активно вникать в происходящее, а в финале встретить спектакль бурными аплодисментами. В «Свободном пространстве» надеются на долгую сценическую жизнь «Леса» по А.Н. Островскому.

11.04.2019

Автор: Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет