В театре «Свободное пространство» — постановка комедии В. Ольшанского «Хапун» по мотивам рассказа В. Короленко
Как насчет того, чтобы окунуться в фантасмагорию судьбы напополам с мистикой? Такой экскурс, только театрального плана, предлагает орловским зрителям режиссер Наталья Черных из С.-Петербурга. В театре «Свободное пространство» — постановка комедии В. Ольшанского «Хапун» по мотивам рассказа В. Короленко.
Собственно говоря, благодаря потусторонней силе и закручивается колесо истории в местечке Новая Каменка. Ангелы, черти и ожившие духи производят неплохое впечатление. Ангел вроде как позволяет человеку усомниться в правильности плохих поступков, дух об их совершении предупреждает, а хапун (по-еврейски — черт с крыльями) за них даже наказывает. В цепочке из этой морали и раскручивается сюжет. Однако хапун Сергея Горбачева не такой уж и хороший дядька, даром мужик видный и стильно одетый. Даже Приська (Татьяна Шмелева) замечает, что без крыльев и копыт он был бы очень даже приличный хлопец — вот оно, дьявольское очарование философии Шопенгауэра, а что за ним? Как страшно лупит хапун кнутом хозяина шинка еврея Янкеля (Николай Рожков) за его несущественные земные грешки! А у самого «рыльце в пушку» — оказывается, не прочь выпить чертяка, хотя, сколько не пьет, а все «ни в одном глазу». С такой-то крепостью организма только где-нибудь в ФБР служить надо за валюту. И грубоват немного. К примеру, на вопрос Приси «Ты кто?», отвечает дерзко, мол, черт в пальто. Зато ангел, как ему и положено, не пьет, не курит, а знай себе танцует чисто фея или нимфа какая. У актера Стаса Иванова это получается легко.
В отличие от тандема черт-ангел, стопроцентно отличающих черное от белого, якобы главный герой, мельник Филипп (Михаил Артемьев), натура раздвоенная. Сразу и не сообразишь, чего ему надо от жизни больше, любви или богатства. Оставленное дядюшкой наследство, разумеется, обязывает к преумножению такового... Но, когда появляется на сцене его возлюбленная Галя (Ирина Агейкина), девушка хоть и не в лучших французских традициях, зато настолько «нашенская»: в теле, с косой русой за спиной и на руку тяжелая, что поневоле понимаешь — от такой и захочешь, а никуда не денешься. Практически благодаря ей и вырывается мельник из лап хапуна. «А ну, стой! Люблю я его!» — вопит вне себя влюбленная, завидев, как уносит дьявол Филиппа. Только вот, на мой взгляд, не пахнет эта сцена патриотизмом любви, как того хотелось бы.
Два персонажа, которым как бы светит лишь второй план, периодически высовываются на передний — это Прися и Гаврило (Андрей Кураков). И правильно делают, потому что колоритнее их во всей Каменке не сыскать. И оба — находка для комедии.
В спектакле есть и не совсем характерный для общего фона трогательный момент. Жена пропавшего шинкаря Янкелиха (заслуженная артистка России Нонна Исаева) от горя теряет рассудок. Ползая по полу, она разговаривает со старыми мужниными башмаками. Но однажды еврей возвращается. Она видит перед собой его босые ноги и бережно начинает надевать на них ботинки. Эта актерская пара дает возможность почувствовать прорвавшуюся в жанр комедии тонкую психологию настоящей любви, причем, без особых к тому усилий.
С первых же шагов действо поддерживает хореография (балетмейстер — Светлана Щекотихина) и преподносится таким образом, будто это штрихи к творческому портрету эпохи Малевича или Кандинского, одновременно провокация и воплощение философских проблем. И в дальнейшем танец-стиль, танец-мечта, танец-раздумье, равно как разного рода ситуации и обстоятельства, сопровождают спектакль. В тему и сценография питерской художницы Ольги Фарафоновой: дом-кубик с вращающимся колесом (то лесенка, то шинок) под небом декорации из звезд-лампадок. С него все начинается и, что называется, возвращается на круги своя. Вновь журчит вода на мельнице, крутится ее колесо... Жизнь в Каменке продолжается. И хотя режиссура Натальи Черных пытается пробудить умы и души множеством вопросов: для чего мы живем на земле, что на самом деле стоит за добром и злом и кто простит нам грехи и ошибки? Но ответа как такового нет. Не мудрено, желающие узнать истину трудились в ее поисках тысячелетиями. Процесс продолжается и по сей день. Зато посеяны из противоречия — неужто для осмысления происходящего и принятия мудрого решения не обойтись человеку без вмешательства потусторонней силы и что есть грех на самом деле?
Путь к новому философскому поиску режиссером открыт. А спектакль, заставляющий мыслить, наделенный юмором и к тому же красиво преподнесенный, смотреть всегда хочется.
14.10.2004
Автор: Елена Мар
Источник: Поколение