Ответы на вызов любви: в «Свободном пространстве» поставили «Месяц в деревне»

В театре «Свободное пространство» в полном разгаре показы неординарной постановки московского режиссёра Галины Зальцман по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне»

Воспоминания, в которые погружает нас Ракитин, вешая пальто на вешалку в начале действия, наполнены образами, будто вышедшими из чудесного сна.

То над нами парит белый парус-облако, то проплывает в воздухе огромная белая рыба, то перед лицом зрителя возникает пелена дождя, смывающего зной и духоту кипящих в груди героев нереализуемых до поры страстей.

Таков неординарный, насыщенный образами спектакль Галины Зальцман. Подобный сюр в лучших его проявлениях зрителю «Свободного пространства» не доводилось видеть уже долгое время.

Произведения Тургенева, казалось бы, сковывают художника рамками эпохи, определённым антуражем. Но только не в случае с режиссёром Галиной Зальцман и художником спектакля Елизаветой Дзуцевой. Здесь пространство настолько воздушно-фантомное, что лишь привносит в постановку лёгкое очарование, делая её по-настоящему волшебной. И ты, как маленький ребёнок, наблюдаешь за происходящими на сцене пространственными трансформациями и слушаешь шум моря, у которого волею режиссёра оказались все герои пьесы Тургенева.

Пьянит и очаровывает музыкальный фон, унося зрителя в эпоху 70-х под звуки «Прости мне этот каприз» Мирей Матье и «Жаворонка» оркестра Поля Мориа. Только лёгкость бытия оказывается по-настоящему невыносимой. Перед нами не легковесные сюжеты «из жизни отдыхающих» (подзаголовок, который придумала Галина Зальцман), а подлинная драма, в которую вовлечены чувствительные и высоконравственные натуры. Здесь в подтексте и биография самого Тургенева, с его жизнью «на краю чужого гнезда»: терзания Ракитина сродни тем, что мог испытывать классик, влюблённый в Полину Виардо и поддерживавший дружеские отношения с её супругом Луи.

Как во время прилива, на героя Максима Громова (играет Ракитина) накатывают волны воспоминаний, разражаясь брызгами, освежая пережитые потрясения. Любовь переполняет его сердце, но он не вправе рассчитывать на взаимность. Ведь Наталья Петровна (исполняет Елена Симонова) замужем, и в семейном кругу Ислаевых у Ракитина репутация доброго друга. Но всё бы ничего, и такое положение дел влюблённый приемлет, как вдруг в жизнь, устоявшуюся, безмятежную, исполненную тихим светом, врывается любовь-страсть Натальи Петровны к молодому учителю Беляеву (Андрей Григорьев).

Стоит отметить великолепную работу артистки Елены Симоновой. Мы видим, сколько глубин скрывается внутри хрупкой молодой женщины: она правильная жена и мать, она же прилежный наставник для воспитанницы Верочки (Наталья Билык) — и вдруг страстная ревнивица, ожесточённая невозможностью дать полный выход чувству. И она сама себя не понимает и не узнаёт. Где тот уверенный взгляд и едва насмешливый тон, принятые в общении с Ракитиным? В первые мгновения нового чувства ей как будто хочется в игре с воздушным змеем догнать молодость и счастье, быть на одной волне с теми, чьи лица озаряет лучезарная беззаботная улыбка. В любовь она ныряет неожиданно, как в омут с головой. И вдруг видит в Верочке соперницу и, словно дикий зверь, защищающий свою территорию, вступает в схватку за «своё».

Все эти трансформации у Симоновой получаются безупречно — во взгляде, жестах, интонациях, эмоциях артистка точна, и мы ей верим. Надо отдать должное и Наталье Билык: её героиня переживает на глазах у зрителя момент тяжёлого взросления: когда вмиг в девушке на выданье просыпается мудрость женской натуры, готовой сделать нелёгкий выбор, — любовь в себе к молодому учителю не победить, но можно выйти замуж за нелюбимого старика (Большинцова — в исполнении Николая Рожкова), лишь бы сбежать из-под крыла Ислаевых.

Любовь, обрушившаяся на тихое семейство, подобна морю во время шторма — это стихия, и последствия её губительны для всех, кто оказался в эпицентре стихии. Всё успокоится, и время залечит раны? Может, и так. Но как прежде, уже не будет никогда. Что-то необратимое случилось в этот месяц с нашими отдыхающими. То, что прежде объединяло, утрачено. Следы одиночества на песке — за каждым персонажем...

Во втором действии спектакля лейтмотивом становится «большая стирка». Конечно, появление стиральной автоматической машинки в бытовом смысле воспринимать нельзя. Сначала ею пользуются деятельные служанки (Эльвира Кузнецова и Ольга Виррийская), и этот шаг знаменует переворот в господских делах: что-то пошло не так, приходится выворачивать наизнанку и стирать «накопившееся бельё», слишком явно проступившие рисунки чувств.

Сам Ракитин в себе прокручивает воспоминания, и они с текстом оживают, и сам текст становится жизнью. Но вот эпизод отъезда, и на море отлив, всё кончено, в барабан летит книга с пьесой. Герой словно стирает остатки былого, «отбеливает» себя в себе.

Замечательно, что режиссёр даёт возможность раскрыться всем задействованным в спектакле актёрам, создать ансамблевость, расцветить по сути трагическую ситуацию комическими моментами, отчего сделать постановку жизнестойкой. Пожалуй, «Месяц в деревне» — это большая удача театра «Свободное пространство» в новом творческом сезоне.

15.12.2017

Автор: Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет