15 ноября на сцене «Свободного пространства» состоится премьера — «В ожидании Годо» по одноименной пьесе ирландского драматурга Сэмюэля Беккета
Кто этот Годо?
Сэмюэля Беккета называют ведущим драматургом театра абсурда.
«В ожидании Годо», написанная им в 1949 году, — статичная пьеса, в которой второе действие с незначительными изменениями повторяет первое. В то же время это — настоящая история, глубокая и, пожалуй, действительно необходимая зрителю здесь и сейчас.
Главные герои словно застыли во времени, привязанные к конкретному месту, где они ожидают Годо. Предполагается, что встреча эта освободит их из замкнутого круга, а кажущееся бесцельным существование обретет смысл.
Кто такой этот Годо? Однозначного ответа на вопрос не существует по сей день. Кому-то кажется, что под этим именем подразумевается сам Бог, другие полагают, что речь идет о Смерти. Быть может, о ком-то еще. Не исключено, что именно так автором и задумывалось: Годо у каждого свой, и вполне может быть как конкретной личностью, так и Высшим разумом, либо событием, которое разделит жизнь на «до» и «после».
В нужное время
Подробно говорить о спектакле, особенно пока он не представлен широкой публике, было бы, пожалуй, не лучшим решением, однако Вера Анненкова и ее команда, кажется, совершили невозможное: рассказали многое, но сделали это так, что увидеть «В ожидании Годо» захотелось еще сильнее.
— Само решение взяться за этот материал является для театра достаточно смелым, если не сказать больше, — делится режиссер.
На сегодняшний день в репертуаре «Свободного пространства» уже есть два спектакля, поставленные Верой Анненковой, это «Лес» и «Золушка», и как говорит она сама, возвращение в театр с «Годо» стало для нее весьма символичным.
— Мы не делаем из этой постановки тайну за семью печатями и прекрасно отдаем себе отчет в том, что это прежде всего не кассовый спектакль, а своего рода разговор со зрителем по душам, — продолжает Вера Анненкова. — Со стороны администрации театра поставить «В ожидании Годо» — достаточно смелый шаг. В то же время формула «Время, место, коллектив» работает всегда, и я ни секунды не сомневалась в том, что артистам «Свободного пространства» удастся воплотить эту пьесу на сцене так, что ее будут смотреть на одном дыхании.
Действительно, работать над произведениями, подобными тому, о котором идет речь, может лишь команда истинных единомышленников, — в противном случае просто ничего не получится. Так и в «Свободном пространстве» спектакль ставили, придерживаясь общего мнения: он станет своеобразным ответом на самый актуальный в настоящий момент запрос общества: «Поговорите со мной о том, что происходит».
— Ветераны говорили, что война — это прежде всего «одуряющее ожидание конца». Точно так же и все мы сейчас ждем развязки сложившейся в мире ситуации, не зная, что будет завтра. Сколько еще предстоит ждать, никому неизвестно, и в то же время каждый знает, насколько невыносимым само ожидание может быть, — развивает мысль режиссер. — Я верю, что увиденное отзовется в каждом, кто придет на спектакль.
Художественный руководитель «Свободного пространства» Сергей Пузырев в свою очередь добавляет, что каждая постановка, представленная на сцене в это непростое время, должна быть особенной.
— Мы имеем возможность играть, встречаться со зрителем, и это дорогого стоит, — отмечает он. — Приходя в театр, люди заведомо знают, что несколько часов кряду им придется соблюдать определенные ограничения. И тем не менее, на сколько бы процентов ни был заполнен зал, наши зрители здесь. Это значит, что каждый их визит сюда, каждый спектакль мы должны сделать нужным и неповторимым.
До мельчайших деталей
В спектакле, премьера которого ожидается уже в ближайшее воскресенье, продумано и с ювелирной точностью подобрано буквально все, от декораций до музыки и света. Не только сцена, но и весь зал превращаются для зрителя в полноценный мир, и все вместе создает ощущение полного погружения в рассказываемую историю.
Более того, «В ожидании Годо» — пьеса, которую, без преувеличения, можно разбирать на цитаты.
Заслуженный артист России Валерий Лагоша, исполняющий в спектакле одну из главных ролей:
— Досконально прорабатывая все на репетициях, я никогда не волновался перед премьерами. «В ожидании Годо» станет первым спектаклем, перед которым я волноваться буду, — рассказывает он. — Каждая фраза, каждая реплика в этой пьесе требует вложения в нее определенного смысла, филигранно подобранных интонаций, которые мы подчас искали бессонными ночами. Это очень сильно и очень глубоко. Это произведение, в котором нельзя ошибиться ни на один вдох.
Кто-то из великих сказал, что человека, незнакомого с пьесой Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», невозможно считать до конца образованным и глубоко просвещенным. Является ли такое суждение чересчур резким, зритель решит сам. Однако точно можно сказать: увидеть спектакль однозначно стоит. Потому что каждый, наверняка, найдет в нем что-то — образ или одну единственную фразу, что отзовется в сердце и от чего на душе станет немного легче.
13.11.2020
Автор: Анастасия Извекова
Источник: Орловская городская газета