Спектакль «Письма памяти», премьера которого состоялась в театре «Свободное пространство» накануне празднования 60-летия Победы, — спектакль необычный. Впрочем, как и всё, что создает заслуженный артист Украины Олег Николаев, выступивший на сей раз в роли автора либретто, постановщика и балетмейстера.
«Письма памяти», обозначенные как «спектакль-реквием», и получились такими — глубокими, пронзительными и сердечными. И всё передано пластикой, языком танца. Зрителю в очередной раз выпала возможность убедиться в том, насколько богат и выразителен этот язык, насколько тонкие нюансы чувств способен передать.
Тихий предвоенный дворик, звуки жизнерадостной «Рио-Риты». Танцуют все! Но уже сквозь эти солнечные мотивы прорываются раскаты приближающейся грозы, словно стопорящие плавно бегущую киноплёнку жизни.
Страшная весть, прощания, ожидание и боль утрат... За каких-то полтора часа сценического действа создалась история целой эпохи, целой страны, сотканная из отдельных, разных судеб и характеров. На глазах взрослеют мальчишки и девчонки, проверяются на мужество и верность сердца.
«Наш спектакль — это письма памяти, пришедшие издалека, с той войны, которая унесла миллионы жизней, сломала миллионы судеб. Это низкий поклон тем, кто погиб, и тем, кто выжил. Мы помним вас всех», — читаем в программке, сложенной солдатским письмом-треугольником.
В спектакле есть сцена, когда женщины (жены, подруги, матери) читают пришедшие с фронта письма. Каждая — под звуки определенной песни («Темная ночь», «Землянка», «Жди меня», «Услышь меня, хорошая...»).
Удивительные песни: прекрасные слова, хорошая музыка. Каждая из них — сгусток драматизма. И когда они сливаются в единый поток спектакля, энергетика получается мощнейшая. В какой-то момент кажется, что твое сердце уже не выдерживает. Однако спектакль выстроен психологически тонко и грамотно, лирика и юмор дают эмоциональную передышку.
И все-таки в памяти остаются прежде всего те самые — тяжелые, душещипательные, доводящие до слез — моменты: когда мать получает страшную весть о смерти дочери, когда вернувшийся в родной город одноногий солдат узнает о предательстве жены, когда из восьми идущих в атаку бойцов в живых остаются трое...
Дым, огненно-кровавый отсвет сценического задника вдруг в какой-то момент перестаешь ощущать как театральную условность, и до боли, до жути правдоподобными кажутся эти падения, ранения и смерти...
А как красиво и печально под знаменитых «Журавлей» прощаются с нами «убиенные», как призрачно-медленно проходят они по сцене...
Первые утраты, первые похоронки. Грустными становятся песни («То не ветер ветку клонит», «Черный ворон»)... Черные шали как черные крылья.
Спектакль весь наполнен символами. Что-то вспыхивает как откровение, что-то открывается потом.
«Письма памяти» оставляют в душе долгое послевкусие. К спектаклю хочется вернуться, посмотреть его снова. И хочется надеяться, что он какое-то время ещё поживёт в репертуаре, а не станет яркой, но короткой вспышкой, недолгой данью юбилейной дате. У нас сейчас, к сожалению, не так много серьезных театральных постановок, обращенных к сердцу, вызывающих желание жить и извлекать уроки из прожитого.
14.05.2005
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда