Спектакль «Наташина мечта» уже более десятка лет набирает полные залы «Свободного пространства». Его режиссер Александр Михайлов обозначил жанр постановки как «исповедь» — честный рассказ двух юных душ, двух девушек-подростков
Красавица... или чудовище?
На сцене появляется девушка с аккуратной прической, сдержанными манерами, в балетной пачке. Эта Наташа (Елена Симонова) — дочь состоятельных родителей, отличница, спортсменка. Сидит на стуле ровно, держит осанку, разговаривает милым, хорошо поставленным голосом.
Ее рассказ о себе стилизован под ток-шоу — вопросы девушке задает невидимый ведущий, после ее ответов такие же невидимые зрители хлопают. Наташа выглядит воплощением идеального ребенка — умная, порядочная, трудолюбивая. Разве не о таких мечтают родители и учителя?
Но слово за слово, и зритель видит истинное лицо девушки: за маской вышколенной умницы скрывается высокомерный, не способный сопереживать человек. С детства приученная к педантичности, она ненавидит всех, кто позволяет себе больше, кто выбивается из «приличного общества». Именно такие чувства и вызвала у нее вторая, «плохая» Наташа. «У нее весь рот был в ярко-красной, смазавшейся помаде, и тоналка неровно на лицо легла!» — в сердцах выкрикивает девушка, выдавая истинную причину ненависти к сопернице.
Почему наша героиня такая? Монолог раскрывает вину в этом матери, ее тлетворное влияние. Именно родительница прививает девушке гордыню и спесь. Она составила для дочки такое «драконовское» расписание внеклассных кружков и занятий, что та не успевает жить. И даже появившийся молодой человек не пробуждает в Наташе положительных черт. Обласканная с рождения, она не способна к сопереживанию и снисхождению.
Добро с кулаками
После хорошей Наташи на сцену выходит плохая. Девушка в толстовке, спортивных штанах и потрепанных кроссовках сидит на полу, съежившись. Эта Наташа (Валерия Жилина) — детдомовка, пьет и курит, ругается матом, ворует и дерется. Невоспитанная злобная хамка — таково первое впечатление зрителя. Но уже спустя пару минут сквозь нарочито агрессивный образ проглядывает доброта, открытое сердце, стремление к справедливости. И вот перед нами уже не оторва, а покинутый всеми ребенок, который хочет внимания и любви.
Рассказ детдомовской девочки разительно отличается от первого монолога, и дело здесь не только в содержании. Девушке не хлопают невидимые зрители, да и голоса ведущего мы больше не слышим. В отличие от паиньки, эта Наташа энергично передвигается по сцене, ее голос часто переходит в крик, о приличных манерах нет и речи. Но, несмотря на первое впечатление, к концу спектакля она вызывает гораздо больше уважения. Ее не ждет успех и слава, как первую Наташу. Ее удел — сложная, полная перипетий судьба.
Как жизни двух Наташ переплелись между собой, рассказывать не будем, сохраним интригу. Спектакль искренне рекомендуем к просмотру. Это очень сильная постановка дает благодатную почву для размышлений, что есть добро и зло. К сожалению, часто мы не можем отличить одно от другого.
21.02.2023
Автор: Наталья Синицына
Источник: Орловский вестник