По дороге жизни

Французский сезон в «Свободном пространстве» продвигается прямо-таки семимильными шагами

Вроде только что состоялась премьера спектакля «Янки в Париже» (по мотивам оперетты Ж. Оффенбаха «Парижская жизнь»), и вот уже очередная — «Слуга и господин» (по роману Д. Дидро «Жак-фаталист и его хозяин»). Постановка молодого режиссёра из Санкт-Петербурга Романа Ильина.

Первые впечатления от спектакля — в нём есть ненавязчивый французский шарм: элегантная пластика, добрый юмор, красивые костюмы, хорошая музыка. И, самое главное, возникает ощущение, что, смотря спектакль, словно бы читаешь Дидро. Видимо, Роман Ильин из числа тех мудрых режиссёров, которые пытаются дотянуться до автора, сохранить максимум идеи и стиля первоисточника, а не переиначить его до неузнаваемости, как делают некоторые в угоду своим амбициям.

Как книга — читателя, хороший спектакль всегда привлекает зрителя к сотворчеству, оставляя свободное пространство для ума и фантазии. Каждый найдёт для себя свою главную мысль, по-своему прочтёт сценографические детали.

Так, например, в «Слуге и господине» (сценография и костюмы Даниила Ахмедова) лестница (как символ движения — вверх или вниз, это уж как захочется или как получится) вдруг превращается в крылья мельницы. И вспоминаются слова фаталиста Жака, что в этой жизни всё меняется, как направление ветра. А то вдруг при взгляде на чёрный подиум и алый плащ с капюшоном на одном из героев приходишь к мысли, что жизнь порою будто эшафот. И при этом так непредсказуема, что жертвы и палачи зачастую меняются местами.

Сюжет спектакля построен как долгое путешествие двух главных героев — Жака (Игорь Нарышкин) и господина (заслуженный артист России Валерий Лагоша). Они идут по большой дороге жизни, размышляя о любви и подлости, верности и предательстве. И попадающиеся им на пути люди как бы иллюстрируют человеческие достоинства и пороки.

В спектакле проходит целая галерея запоминающихся образов. Одним из самых интересных является трактирщица в исполнении заслуженной артистки Татарстана Елены Крайней. Как всегда, актриса создаёт характер неоднозначный, многогранный, восхищая своей способностью мгновенно переходить из одного способа существования в другой. Только что перед нами был откровенно фарсовый персонаж, но вот в одном лишь выражении глаз мы видим свет высокой трагедии.

Легка и органична была Светлана Нарышкина, исполняя две роли — Жюстины и дочери. Этаким Казановой предстал Дмитрий Литвинцев в роли маркиза. Не часто в роли отрицательных персонажей выступает Михаил Артемьев, сыгравший на сей раз коварного и вероломного негодяя — рыцаря Сент-Оуэна.

Благородным и душевным сделал своего господина Валерий Лагоша. И некая незадачливость и наивность прибавляли герою симпатии.

И, конечно, зрители полюбили Жака. У Игоря Нарышкина, к которому мы привыкли как к фокуснику и клоуну, уже были драматические работы. И, кажется, от роли к роли у этого артиста получается всё лучше. Тут не было переборов с буффонадой. Как и в романе «Жак-фаталист», в игре актёра «философия и художество оказываются сомкнутыми в кольцо постоянных взаимопереходов».

Образы, проходящие перед взглядом зрителя, то поражают реальностью и узнаваемостью, то переплавляются в символы. Грустные и мудрые слуги-философы, добросердечные господа, благородные трактирщицы... Сказка? Театр? Так ведь весь мир — театр

30.03.2007

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Фото

Купить билет