Пока жива любовь

В «Свободном пространстве» состоялась премьера спектакля по легенде О. Уайльда «Рыбак и его душа»

Автор инсценировки и режиссер-постановщик Александр Михайлов.

Сказка и реальность, религия и язычество, Дьявол и Бог и, наконец, человек во всей сложности своей природы-все это завязано таким тугим узлом, что разобраться здесь сможет, наверное, исключительно профессионал, для обычного зрителя это не так просто. Мы открываем в постановках то, что нам ближе и понятнее.

Спектакль получился красивым, пластичным. Он заставляет думать. Пусть для кого-то это будет сказка с печальным финалом, а кто-то усмотрит здесь глубинные философские вопросы. В основе сюжета ситуация парадоксальная — человек отказывается от своей души. Нет, он не подписывает кровью договор с дьяволом, не тяга к познанию мироздания владеет им. Он хочет быть счастливым, только счастье не дается человеку просто так, и за все приходится платить.

Самое сильное впечатление получаешь от работы Маргариты Рыжиковой. Ловишь себя на мысли, что в действии, пока на сцене не появилась Душа, не хватало живости, чувств и вот той самой души. Как-то пусто было. А Рита внесла такой эмоциональный заряд, что от происходящего уже невозможно оторваться. Нет напряженной игры, есть легкость, проникновенность и огромная самоотдача. Вот Рыбак (С. Горбачев) и Душа оказались друг перед другом. Рвется последняя связующая их нить. И ее безумное горе, попытки удержать его, оттянуть расставание. И его уход, равнодушный. В мыслях он уже в объятиях любимой. Проходит время, она снова на берегу, ждет, бросая камешки в море. А потом они полетят упреками в зал, в мир. Очень красивые сцены.

Есть эпизоды, поставленные немного грубовато, например, когда Морская Царевна (С. Нарышкина) уводит Рыбака в свое подводное царство, и сменяет ее сцена, где над Душой насмехаются и издеваются ведьмы. Эти моменты поочередно быстро сменяют друг друга, тут же меняется сопровождающая их мелодия. Но переход от одного к другому столь резкий... Неприятно и взгляду, и слуху. Видимо, контраст, на котором они построены (Рыбак обретает счастье, а его Душа — адские муки), должен был усилить и подчеркнуть случившуюся трагедию. Но этого не происходит.

И есть моменты, производящие необыкновенно сильное впечатление. Хотя бы такой, когда Душу, измученную, ведьмы подхватывают, поднимают на руки, и она лежит на их руках, как Христос на распятии. Мир жесток. Найдется ли в нем место чистой, светлой душе? Чтобы просуществовать в таком мире, нужно ему уподобиться. Уже не ту Душу, что прежде, встретит Рыбак через три года. Как искусно она научилась обманывать, и, познав людские слабости, управлять ими! Теперь не она умоляет Рыбака не оставлять ее, а он идет за ней, чтобы снова почувствовать волнение сердца, и совершает преступления. Черная душа не может принадлежать безгрешному. Даже продолжая быть от него отрезанной, она не перестает быть его душой. Поэтому проходит Рыбак через испытания, преступления и мучения совести, то есть через все то, на что он обрекает свою Душу, не дав ей сердца. И здесь открывается несовершенная человеческая природа, противоречивая, двойственная. Еще одна запоминающаяся сцена: Рыбака в танце кружат с одной стороны — Ведьма-танцовщица, с другой — его Душа, как будто два начала разрывают его, светлое и темное, дьявольское и божественное.

«Сберегший душу свою — потеряет ее, потерявший свою душу ради меня — обретет ее», — читает Священник (В.Крашенинников). Не оправдание ли это Рыбаку? Ведь если следовать за Библией и Уайльдом, то Бог есть Любовь. И она живет в персонажах писателя. У Рыбака это любовь к Царевне, это любовь Матери (Н. Исаева), которая не может следовать запрету Священника забыть о сыне и не думать, не молиться. Душа проводит Рыбака через испытания из-за любви к нему, потому что движет ею только одно желание — снова заполнить его сердце. Рыбак поплатится за свой грех и муками совести и потерей любимой. Но за наказанием следует прощение. Душа войдет в его сердце, и герой погибнет счастливым.

30.03.2005

Автор: Юлия Сучкова

Источник: Орловский вестник

Купить билет