Помни о душе

Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Черных, знакомая орловским зрителям по спектаклю «Очень простая история», идущему на сцене театра «Свободное пространство», поставила в этом театре спектакль «Хапун» по пьесе В. Ольшанского

Если определять жанр «Хапуна», его вполне можно назвать «мистическим триллером». С первых минут берущее за душу зрелище не отпустит вас до конца. И уже потом, когда покинете театр, вы будете ощущать сложное «послевкусие», потому что «Хапун» — спектакль, заставляющий острее чувствовать и думать. О чем? О том, каким образом, собственно, человек должен спасать свою душу.

Киркоровский расфуфыренный чертяка из телемюзикла «Диканька» пел о душе: «Никто уже толком не помнит, зачем она людям дана». Зачем? Да хотя бы для того, чтобы отличать добро от зла, белое от черного, настоящее от подделки, вечное от тленного. Чтобы гнать подальше циничные мыслишки о всемогуществе денег, ибо были, есть и будут на свете ценности, которые нельзя купить: светлую веру, истинный дар, искреннее уважение, настоящую любовь...

Главный герой спектакля мельник Филипп (Михаил Артемьев) находится в мучительном состоянии выбора. На одной чаше весов — возлюбленная, бедная девушка Галя (Ирина Агейкина), на другой — оставленное дядей наследство, делающее племянника богачом и обязывающее жениться на ровне.

Душевное раздвоение героя олицетворяют черт и ангел, которых играют актеры Сергей Горбачев и Стае Иванов. Ну, с ангелом все ясно: белый такой и пушистый, светлый от беретки до штиблет. Черт же — это прямо-таки черт знает что: какая-то зловещая смесь из демона, гестаповца и чернорубашечника. Как яростно он лупит плетью грешника-шинкаря Янкеля (Николай Рожков)!

— Это же жестоко, отвратительно! — помню, сказала я после репетиции Наталье Черных.

— А кто сказал, что зло не жестоко и не отвратительно? — твердо ответила Наталья, отрезав все пути к отступлению, то бишь смягчению образа. — Вам никогда не приходилось наблюдать, например, пьяную уличную разборку?

Режиссерская жесткая рука не мешает Наталье Черных делать свои спектакли красивыми, наполненными пронзительными лирическими моментами. Ну, хотя бы когда обиженная и брошенная Галя спасает Филиппа, душу которого уже несет над деревней безжалостный крылатый хапун (черт). «Кинь! Моё!» — не просто разбивающее черные чары заклинание, это — самоотверженный крик прощения и любви.

Мощный, глубокий образ представила актриса Нонна Исаева (жена шинкаря), рисуя женщину, теряющую рассудок от разлуки с любимым мужем.

Присутствует в спектакле и юмор. Колоритны в своих образах актеры Татьяна Шмелева и Андрей Кураков.

Нельзя не заметить и по достоинству не оценить интересную сценографию художника из Санкт-Петербурга Ольги Фарафоновой. Огромное мельничное колесо и маленькие домики с уютно горящими окнами, свет звезд и призрачно-пугающая синева ночи... Спектакль-сказка, спектакль-философия.

История заканчивается счастливо: торжеством любви, воцарением в быт героев спокойствия и обыденной размеренности. Однако это не точка, это — временная передышка в нескончаемой и непрерывной борьбе добра со злом. Человек всегда, всю свою жизнь, находится между ангелом и бесом. Всякий раз ему приходится делать выбор и отвечать за него.

21.10.2004

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет