Принц и нищая

В театре «Свободное пространство» 9 и 10 марта прошли премьерные спектакли по пьесе Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская»

Кто ждал заявленную в афише «эксцентрическую комедию», рисковал разочароваться: на сцене была разыграна драма девушки, случайно попавшей в чуждый ей мир люде-й­масок.

Молчаливая и нелепая Ивонна (Валерия Жилина) случайно попалась на глаза скучающему принцу (Максим Громов). Желая развлечься, он затаскивает девушку во дворец и заявляет своим шокированным родителям о своей женитьбе на ней.

Ни режиссер, ни актриса не раскрывают до конца, кто такая Ивонна — больная или блаженная, посланная Провидением сорвать с хозяев жизни маски, показать их истинное лицо. Авторы спектакля поставили другую задачу: они показывают, как повлияло на «своих» присутствие «чужой». Словно обнаженная совесть, бродит Ивонна по дворцу, тревожа память и ночной покой его обитателей. И вот королева (блестящая роль Маргариты Рыжиковой!) уже начинает стыдиться своих пош­лых виршей, которые кропает втайне от всех, а король (Валерий Лагоша) и его наперстник-­камердинер (Михаил Артемьев) невольно вспоминают о совершенном ими убийстве. И если эта странная, не желающая ни кланяться, ни льстить, ни тем более говорить девушка вначале забавляет двор своей непохожестью, то очень скоро снисходительность королевской семьи, изображающей либерализм и толерантность, сменяется глухим раздражением, а затем и неприкрытым желанием избавиться от нее. Королева подбирает для этой цели яд, принц примеривает к руке нож, а король с камердинером, имеющие опыт убийства «по­тихому», задумывают торжественный обед с костлявой рыбой...

Спектакль поставил соотечественник автора — известный польский режиссер Гжегож Мрувчиньски, пригласив в качестве сценографа уже знакомую орловскому зрителю московскую художницу Карину Автандилову. Ее костюмы и оформление сцены выше всяких похвал. Это четвертая работа польского режиссера в Орле. В 2006 году он первым поставил на российской сцене пьесу С. Мрожека «Бойня», а спустя два года «Танго», самую известную пьесу этого же автора. Потом был спектакль «Непорочный брак», который до сих пор в афише театра, и вот — «Ивонна, принцесса Бургундская». Понятно, почему польский режиссер так любит работать с актерами театра «Свободное пространство»: профессионализм этой труппы так высок, что ей по силам все жанры, а Валерий Лагоша — едва ли не любимый актер пана Мрувчиньски. По крайней мере, режиссер занимал его во всех четырех своих орловских постановках.

На премьеру в Орел прибыли генеральный консул Республики Польша Марек Зелиньски и директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховски. Он сообщил, что на российской сцене идет так много пьес польских авторов, что впору объявлять фестиваль. Если это случится, то, без сомнения, спектакли орловского театра станут его украшением.

17.03.2017

Автор: Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Купить билет