Притча как семейная хроника: в «Свободном пространстве» поставили «Поминальную молитву»

22 октября в орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва»

Режиссер Вера Анненкова вместе со своей командой и творческим коллективом орловского театра обратилась к трагикомедии Григория Горина по повести Шолом-Алейхема «Тевье молочник».

Действие трагикомедии разворачивается в местечке Анатовка (Украина), в начале 20 века. Здесь — где вместе живут русские, украинцы и евреи — постепенно усиливаются антисемитские настроения, перерастая в массовые погромы. В конечном итоге еврейские семьи ожидает выселение из деревни «за черту оседлости», согласно предписанию с гербом — «Орел о двух головах» — с которым «не поспоришь». В пьесе речь идет о бедном молочнике Тевье — его вере, его жене, пяти его дочках и о тех, кто рядом с ними.

Материал, известный театралам, но от этого не менее интересный. В своем интервью в программе «Третий звонок» режиссер отметила, что считает легендарный спектакль Ленкома «Поминальная молитва» эталонным, в том числе и в плане сценографии.

Однако получившаяся постановка Веры Анненковой — безусловно абсолютно самостоятельное высказывание.

Над постановкой работали те, с кем режиссер постоянно сотрудничает. Орловцы, например, могли наблюдать работы художника-сценографа Сергея Тимонина и художника по костюмам Клены Родкевич в спектаклях Анненковой «В ожидании Годо». «Лес», «Аладдин», «Золушка». Хореограф Вячеслав Суетин ставил танцы в «Аладдине». В этот раз в команду постановщиков также вошел художник по свету Тарас Михалевский.

Актерская игра, сценография, костюмы, пластика национального танца, свет — главные стержни «Поминальной молитвы» театра «Свободное пространство».

Тевье (исп. Сергей Козлов) нередко обращается к Богу, может даже с ним пошутить, поиронизировать. К нему он обращается и в моменты радости, и в моменты душевного и даже духовного раздрая. Тевье переживает развал семьи, которую тем не менее в конце действия, насколько это возможно, собирают печальные обстоятельства.

В постановке, как мне кажется, нет второстепенных персонажей — каждый актер здесь — самостоятельная величина, без которой не случилось бы спектакля. Мудрая супруга Тевье Голда (исп. Мария Козлова), совершенно разные их дочки (исп. Елена,Симонова, Надежда Староверова, Эльвира Узянбаева, Валерия Жилина, Ева Агейкина), простой плотник Степан (исп. Михаил Артемьев), женихи — революционер-студент Перчик (исп. Валентин Тюрин), скромный писарь Федор (исп.Андрей Григорьев), бедный портной Мотл (исп. Илья Благовидов) и, конечно, жених несостоявшийся — богатый мясник Лейзер-Вольф (исп. Альберт Мальцев), веселый и находчивый человек без определенных занятий, родственник Тевье Менахем (исп. Максим Громов), русский поп (исп. Владимир Крашенинников) и ребе (исп. Олег Семичев), трактирщик и его супруга (исп. Стас Иванов и Ирина Агейкина), и само собой урядник, он же власть (исп. Николай Рожков) — все они населяют спектакль, делая его повествование максимально осязаемым и живым.

В то же время зритель наблюдает на сцене как бы черно-белую хронику, доминанта здесь — графика. Черно-белые, серые костюмы героев, приглушенные, практически лишенные цвета мизансцены — зрителя ничего не отвлекает от главного — проживания актером судьбы своего персонажа. Даже быт здесь весьма условен — стол, стулья, старая телега — вот и весь скарб семейства, который легко трансформируется фантазией сценографа в любое пространство, например, в трактир.

Тем сильнее ощущаешь замысел режиссера — показать нам не столько историю конкретной семьи, а скорее притчу о не сломленном внешними обстоятельствами народе, который чтит и хранит свои традиции, знает, что семья — это единственная и самая главная ценность. А вера и недюжинная доля иронии служат поддержкой этому народу, даже несмотря на то, что он следует зигзагами дороги лишений.

26.10.2021

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет