Про актеров и людей

Орловская городская газета рассказала о премьере спектакля «Лес»

Премьера в театре «Свободное пространство» комедии «масок про актеров и людей», безусловно, главное событие культурного Орла в Год театра.

Кажется, «Лес», — это здесь вторая после «Банкрота» постановка Александра Островского и, несомненно, успешная. Давно не помню такого долгого спектакля (три часа с антрактом), но и столь захватывающего внимания зрителей. Несмотря на позднее время, публика не щадила ладоней и не торопилась расходиться, продолжая обсуждение и в гардеробе, и на ступенях у входа в театр.

Нужно отдать должное режиссеру-­постановщику спектакля. Это наша землячка Вера Анненкова, окончившая ОГИК, позднее — режиссерское отделение и аспирантуру ВТУ им. Щукина. Сегодня она режиссер Московского областного театра драмы и комедии и приехала в Орел со своей постановочной группой — сценографом и художниками по костюмам и свету. На пресс-­конференции перед премьерой Вера Михайловна призналась, что в юности очень любила спектакли ТЮЗа и мечтала сыграть на его сцене. Поставить «Лес», одну из самых интересных и сложных пьес Островского, она предложила потому, что знакома с потенциалом труппы. В результате совместной работы москвичей и орловцев получился спектакль столичного уровня с прекрасной ансамблевой игрой и яркими работами актеров.

Несколько слов для тех, кто не знаком с пьесой. Стареющая вдова-­помещица Раиса Гурмыжская (блестящая работа Ирины Агейкиной!) влюбилась «последней любовью» в недоучившегося гимназиста, сына своей бедной подруги, которого поселила в своем доме. А чтобы сохранить перед соседями лицо блюстительницы нравов, выдает его за жениха своей бедной родственницы Аксиньи (Ольга Виррийская), влюбленной совсем в другого. Но расположение амбициозного юнца можно только купить, и «святой женщине» приходится продавать лес, идя на всякие ухищрения. Та еще лицедейка, она и сама признается в том, что «играешь, играешь, да и заиграешься...».

А играет она почти всегда и со всеми. Со своими главными «зрителями» — соседями-­помещиками (Станислав Иванов и Олег Семичев), под рюмочку терпеливо внимающими ее лицемерным речам; с купцом Восмибратовым (как всегда, безупречная работа Сергея Козлова), со своей ключницей-­наушницей Улитой (Ольга Чибисова), с любезным сердцу Алексисом, замечательно сыгранным Максимом Громовым. Он в свою очередь тоже учится лицемерить, и его свадебные заверения в верности своей великовозрастной супруге вызывают скептические улыбки героев спектакля.

Попыталась было Гурмыжская разыграть гостеприимную тетушку и перед племянником, но этот сам кого хочешь разыграет: под маской отставного офицера родные пенаты через 15 лет навестил провинциальный актер-­трагик Геннадий Несчастливцев (заслуженный артист РФ Валерий Лагоша) в сопровождении комика Аркадия Счастливцева (Николай Рожков). И они сорвали все маски с этих «обитателей леса» — лживых, невежественных, жестоких. В заключительной сцене Несчастливцев клеймит их монологом из своей будущей роли: «Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Поцелуи — кинжалы в грудь! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»...

12.04.2019

Автор: Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Купить билет