Мюзикл «Алые паруса» выпустил Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство»
Авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев существенно отступили от литературного первоисточника — повести-феерии Александра Грина. Например, Ассоль поет в сомнительном заведении «Маяк», где и встречается впервые с капитаном Артуром Греем. Моряк Лонгрен садится в тюрьму за драку в трактире Меннерса-младшего. Перед зрителями появляется вдова Меннерса, ненавидящая «сумасшедшую» лонгреновскую дочурку. Отпрыск трактирщика Меннерса безумно влюблен в Ассоль, смотрительницу маяка, ждущую своего капитана. Паруса для игрушечного фрегата Лонгрен, оказывается, смастерил из платья любимой жены, которую злокозненный Меннерс-старший довел до гибели. Эпизод издевательства трактирщика над женой Лонгрена Мери (глумливый аукцион продажи ее шляпки вместо денежной помощи) в повести также отсутствует, как и сцена свадьбы Меннерса и Ассоль.
Силой фантазии либреттистов драматургическая основа спектакля наполнилась различными жесткими бытовыми эпизодами из жизни приморского поселка и его обитателей. Значит, дух романтизма, присутствующий в феерии, полностью подавлен? Хоть и в усеченном варианте, но он присутствует в тексте либретто. Подлинной романтикой, возвышенными чувствами богата музыка Максима Дунаевского. Московский композитор Станислав Курбацкий и орловский музыкант Александр Михайлов-младший с помощью компьютерной технологии сделали такую музыкальную версию, которая сохранила весь романтический мелос композитора. Звучащий ансамбль скрипок, духовых, электрогитары раскрывает перед слушателями мир, богатый любовью, страданиями, надеждами. Постановщик Александр Михайлов, художественный руководитель театра, делает главную ставку на музыку. Вокруг нее объединяет своих соавторов-единомышленников, чтобы создать спектакль волнующий и романтичный.
Сценограф Мария Михайлова выносит на сцену маяк с фонарем — символ морской романтики и место ожидания Ассоль своего возлюбленного (в конце спектакля маяк поворачивается, и зрители видят носовую часть яхты «Секрет»). На сцене несколько скамеек и стойка бара. Оформление площадки скупое. Знаковое. На заднике — голубая материя, напоминающая о морском просторе (в финале она закрывается алым полотнищем, символом придуманных парусов). В ночных сценах с колосников опускается большая луна.
Костюмы Ветра и Волн, легкие, свободные, будто из воздуха сотканные (в них танцуют артисты театра) по замыслу московского художника, лауреата национальной премии «Золотая Маска» Ольги Резниченко, играют всеми возможными цветами стихий моря. Одежды других персонажей, сшитые и выкрашенные по ее эскизам, тоже смотрятся символами музыкальных образов. Балетмейстеры Олег Николаев (Днепропетровск) и Светлана Щекотихина (Орел) сумели придумать и реализовать единые в своем эмоциональном порыве, зрелищные хореографические сцены, темпоритм которых не дает зрителям скучать ни минуты. Пластика этих сцен рельефна и также насыщена музыкальной романтикой.
На этом фоне расхождения авторов либретто с гриновским текстом почти не мешают возвышенной трактовке персонажей в спектакле. И здесь вполне уместно сказать об актере Николае Рожкове, исполнителе роли сказочника Эгля. Этот фантазер, спровоцировавший судьбу Ассоль, предстает добрым и участливым человеком, обаятельным и беззащитным. Но он твердо уверен в своей правоте и возможности исполнения своих предсказаний. Светлый костюм странника (почти как у восточного дервиша), интонации человека чуть не от мира сего, наивные облик и мелодика речи — сценический Эгль намного интереснее и весомее написанного Грином. Сказочник Эгль Николая Рожкова — эпицентр романтической сути и романтического пафоса спектакля.
Как ни странно, в некотором роде благодаря ему становится более глубоким и многомерным образ Лонгрена (Валерий Лагоша). Хотя и сам актер сделал для этого все возможное. Трогательно звучит его колыбельная песня, убаюкивающая маленькую Ассоль. Искреннее сопереживание вызывают каждая мизансцена, каждый жест и каждая реплика актера, наполненные любовью к дочери и тревогой за ее будущее. Сцена в тюрьме, где матрос объясняется с Меннерсом (Сергей Козлов), насыщена драматизмом. Да и другие актеры существуют на театральной площадке в полной гармонии с музыкой и законами жанра мюзикла. Режиссер Александр Михайлов и педагог по вокалу Валерия Торгова настроили артистов так, чтобы они пели и говорили с высоким эмоциональным накалом. Он присутствует в игре исполнительниц ролей взрослой Ассоль Елены Зайцевой и Анастасии Беккер. Им пронизана каждая музыкальная и текстовая реплика молодой артистки-травести Натальи Шутеевой в роли маленькой Ассоль. Стройный, обаятельный Грей (девичья греза) в капитанской форме действительно благороден и аристократичен у Алексея Кондрахова. Он исполняет свой вокальный монолог с искренним душевным порывом. Не менее убедителен и образ Меннерса-старшего у Станислава Иванова и Олега Семичева. В трактовке С. Иванова Меннерс более эмоционален и напорист. У О. Семичева сдержан и даже слегка зловещ. Обе актерские работы вызывают доверие. Как и женские образы второго плана — трактирщица-вдова у Маргариты Рыжиковой дама жесткая и непримиримая, у Ларисы Леменковой четче проявляется линия материнской любви. В несколько шокирующем эпизоде в заведении «Маяк», поставленном в стиле диско, с мерцающим светом прожекторов, дымкой, танцами девушек, одетых в соблазнительные костюмы, хозяйка кабаре (Елена Шигапова) не утратила теплых человеческих интонаций, говоря с Греем об Ассоль и ее непонятном жителям поселка романтизме.
Когда заканчивается действие, со спектаклем не хочется расставаться. Он смотрится на одном дыхании, зрители аплодируют в такт и ритм действию, живут в полном единении со сценой. Значит, не зря в финале Грей заворачивает Ассоль в огромный алый парус и поднимает на трап маяка, откуда под аплодисменты зрителей и звучит финальный дуэт главных героев. Мюзикл только начинает свое «свободное плавание». У него уже есть своя «команда» друзей и поклонников.
18.09.2011
Автор: Виктор Евграфов
Источник: Страстной бульвар, 10