Рождение нового театра

На сцене — молодые люди. Это артисты нового в Орле театра юного зрителя

Представляют они своих ровесников из далеких 20-х годов, участников гражданской войны в Сибири.

Идет уже далеко не первая репетиция спектакля по знаменитой повести Павла Нилина «Жестокость». Молодой творческий коллектив буквально живет этим замечательным произведением о комсомольской юности, о становлении Советской власти, о мужественных чекистах.

... Глухой таежный край. Идет борьба не на жизнь, а на смерть. В местный угрозыск привозят бандитов, уцелевших при горячей перестрелке. Среди них Лазарь Баукин, личность недюжинная, сложная, запутавшаяся в своих взглядах на окружающую жизнь. Через него-то талантливый следователь, комсомолец Вениамин Малышев и решает выйти на главаря банды — «императора всея тайги» Константина Воронцова. Роль Веньки исполняет артист Дмитрий Евстафьев. Весьма значительную роль от автора (в пьесе — это Федя) ведет актер Аркадий Поляк, он же секретарь комсомольской организации ТЮЗа.

Одна картина сменяется другой. Появляются новые артисты: Игорь Данюшин в роли Старика, Любовь Чазова — Кланька, заслуженная артистка РСФСР Жанна Хрулева — Юлия и другие.

— Пока достаточно. Перерыв, — объявляет главный режиссер, постановщик спектакля Юрий Семенович Копылов. Он, как и многие его нынешние товарищи по Орловскому ТЮЗу, — воспитанник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, работал в Красноярске. Артистов и режиссера сдружили не только студенческие аудитории, творческие студии, но и совместная работа на сцене.

— «Жестокость», — говорит Юрий Семенович, — это наш коронный спектакль. Через него мы намерены выявить свой стиль, почерк театра.

Художественный материал, за который с таким жаром взялся коллектив, дает все основания для осуществления этого замысла.

— Полнокровные образы, тонкий психологизм повествования, а главное, высокая благородная идея — ставка на доверие, на человечность, на истинный советский гуманизм — все это, конечно, потребует немалых усилий для сценического воплощения. Проведена уже солидная режиссерская работа.

— Несовершенство инсценировки, конечно, нам мешает, — рассказывает Юрий Семенович, — но мы стараемся дополнить драматургический материал самой повестью.

Репетиции длятся с утра до вечера. Каждый из актеров старается «выложить всего себя». В коллективе немало по-настоящему одаренных людей. Не случайно Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии пожелал, чтобы именно Орловский ТЮЗ был его творческой базой. Почти весь состав артистов имеет высшее специальное образование. Многие себя зарекомендовали в ТЮЗах.

В театре три режиссера и у каждого своя школа, свой почерк. Одновременно с «Жестокостью» репетируются пьесы «Недотрога» Л. Устинова, «Персональное дело» В. Суглобова, «Третья ракета» В. Быкова.

Немало забот сейчас у главного художника театра Станислава Шавловского. Имя его, кстати, известно по учебнику «Техника сцены» для вузов.

Ближе всего к состоянию готовности «Персональное дело» — спектакль на актуальную тему воспитания из комсомольской жизни. Его осталось, как говорят в театре, «одеть», то есть оформить декорации. Но возникает вопрос: где ставить спектакли? Дело в том, что новый театр плодотворно, вот уже почти три месяца готовящийся к открытию, не имеет пока своего помещения. Точнее оно есть — старое здание театра. Но в нем еще идет капитальный ремонт, а вернее, коренная реконструкция.

ТЮЗ оснащается новейшей театральной техникой, новым оборудованием. Обо всем этом позаботились партийные и советские организации.

— Особенно много нам помогают в строительстве горком партии и горисполком, — говорит директор ТЮЗа Григорий Семенович Колыханов.

Опытный администратор и творческий работник, хороший актер, он за этот осенний период стал еще и строителем. Он хорошо понимает, что трудностей хватает и у «Орелгпрогорсельстроя», который, не имея навыков в театральном деле, готовит документацию на реконструкцию, и у подрядчика — коллектив стройуправления отделочных работ «Орелстроя», и у других строительных подразделений.

Но, несмотря ни на что, в городе будет свой долгожданный ТЮЗ! И если подготовка помещения задерживается, то новому театральному коллективу необходимо оказать действенную помощь во временном предоставлении зала, чтобы не сорвать открытие сезона.

К сожалению, старший брат — областной драматический театр не очень-то жалует своего младшего брата. Впустив его временно для проведения репетиций в свой малый зал, назначил непомерно высокую цену за аренду помещения. А в завершение всего здесь просто отгородились от тюзовцев, чтобы те не мешали... Вряд ли, такое решение способствует дружбе работников искусства.

Несколько раз коллектив ТЮЗа вынужден был проситься во Дворец пионеров, где имеется большой зал, далеко не всегда заполненный. В свое время в нем слишком много было разных собраний взрослых, что затрудняло проведение детских мероприятий. Но ведь ТЮЗ — друг детей, из коллективный наставник и воспитатель. Думается, что облоно, управление культуры и обком комсомола смогут договориться во имя общей благородной цели.

Педагог театра юного зрителя (есть теперь и такая должность) Тамара Алексеевна Бритвенко с энтузиазмом рассказывает, как тепло встречают тюзовцев в орловских школах, где они знакомят ребят со своим репертуаром, с вдохновенными планами.

Молодежь Орловщины с волнением ждет открытия своего театра.

17.11.1976

Автор: Ан. Яновский

Источник: Орловская правда

Купить билет