Театр «Свободное пространство» провёл премьерные показы спектакля по мотивам комедии «Горе от ума»
Мнение зрителей о постановке стало неоднозначным — режиссёрская работа А. Доронина вызвала безусловное восхищение и категоричное недовольство.
В этой статье мы рассмотрим преимущества и недостатки спектакля, опираясь на субъективное мнение и не претендуя на безоговорочное вынесение вердикта.
Стоит начать с того, что бессмертное произведение Александра Сергеевича Грибоедова было переработано режиссёром Алексеем Дорониным. Названию пьесы придана вопросительная интонация с помощью соответствующего знака препинания — «Горе от ума?». Жанр комедии, в котором написано оригинальное произведение, изменён на «драму без героя», что отражает новое виденье классического текста. Такая редактура позволяет сделать вывод о том, что режиссёрский замысел резко контрастирует с оригинальным. Если А. С. Грибоедов наделяет образ Александра Чацкого положительными чертами, то А. Доронин задаёт зрителю вопрос: «Нужен ли нам Чацкий?», показывая центрального героя с другой стороны и придавая его характеристикам иное значение.
Несомненно, к одному из главных «плюсов» постановки можно отнести оформление сцены. Декорации представляют собой роскошный дворянский особняк начала XIX века с высеченными фамильными гербом и девизом на фронтоне. Такое оформление способствует полному погружению зрителя в атмосферу позапрошлого столетия и стирает границы между временами. Эти же задачи выполняют и костюмы героев, придающие постановке дворянский колорит и моду того времени.
Кроме того, интересно и обращение режиссёра к изображению отрочества Софьи и Чацкого. Роли маленьких героев исполнили София Нарышкина и Тихон Григорьев, точно передав наивность и нежность далёкого детства. Стоит также обратить внимание и на изображение течения времени в спектакле. Его олицетворяет шествие людей, перемещающих вдоль сцены увеличенный в несколько раз фамильный герб Фамусовых. Эта метафора тесно связана с оригинальным замыслом произведения — ввиду консервативного отцовского воспитания, Софья отдаляется от Чацкого, из-за чего между героями возникает непримиримая конфронтация. Фамильный герб символизирует изменения, происходящие в мышлении и образе жизни девушки, а также олицетворяет закостенелость фамусовского общества.
К сожалению, на наш взгляд, постановка не лишена и «минусов».
Здесь необходимо указать, что комедия «Горе от ума» находится на границе между классицистической и романтической традициями литературы: с одной стороны, мы видим точно выверенные образы персонажей, с другой — непримиримый конфликт между поколениями, осуждение пороков общества и формирование нового архетипа «лишнего человека». В драме без героя «Горе от ума?», на наш взгляд, не совсем верно расставлены акценты на героях.
Прежде чем подробнее рассмотреть этот вопрос, стоит сделать небольшое отступление. Несомненно, комедия стала одим из знаковых произведений русской литературы. Неоспоримым является и то, что этот текст, проверенный временем, является совершенным. Проблемы, поднимаемые Грибоедовым, остаются актуальными и сегодня, поэтому можно говорить о том, что пьеса не нуждается в серьёзной переработке. Кроме того, введение в классицистическое (даже частично) произведение каких-либо модернистских приёмов может оказаться лишним и даже неприемлемым, поскольку такое сплетение двух разных эпох и точек зрения рискует быть неудачным. Поэтому в случае, когда творец обращается к произведениям прошлого, ему необходимо быть предельно аккуратным и чутким. К сожалению, по нашему мнению, спектакль А. Доронина не лишён недостатков.
Александр Андреевич Чацкий (Валентин Тюрин), на наш взгляд, наделён чрезмерной нервозностью, которая не свойственна «уму, алчущему познаний». Кроме того, поведение молодого человека не раскрывает его стремления к обличению пороков, а показывает его назойливость, самовлюблённость и горделивость, что резко противоположно благородному и чувственному оригинальному образу. Сомнение вызывает и приём двойничества — Репетилов (Андрей Григорьев) выступает в том числе и как воплотившееся альтер-эго, диктующее Чацкому верные фразы, которые необходимо произнести в диалоге (это противоположно оригинальному тексту, в котором Репетилов является подражателем и льстецом). Кроме того, в спектакле Александр изображён как человек, лишившийся рассудка, однако само произведение говорит об обратном. Знаменитый монолог Чацкого, звучавший и со сцены театра «Свободное пространство», завершается словами «И прослывёт у них мечтателем! опасным!!». Отсюда можно сделать вывод, что образ, созданный А. Дорониным разрушается самим А.С. Грибоедовым.
Персонаж пьесы Алексей Степанович Молчалин (Максим Громов) также имеет некоторые недостатки. В спектакле этот образ показан неуверенным и бесхребетным, в то время как в пьесе, на наш взгляд, молодой человек является кротким и чопорным прагматиком, каждое действие которого строго выверено в соответствии с жизненной философией: угождать людям и зависеть от них, быть аккуратным, умеренным, «молчаливым».
Стоит комментировать и работу с текстом. Встречались случаи, когда реплики персонажей были посвящены героям, не упоминавшимся ранее, а также отсутствовала рифма и логика повествования. Создалось впечатление, будто текст разделён на несколько частей и сложен заново в неправильном порядке. Такое несовершенство не может не расстраивать, поскольку работа ведётся с произведением, занимающим одно из главных мест в истории русской литературы.
Драма без героя «Горе от ума?» Алексея Доронина, как уже было сказано ранее, вызвала противоречивые отзывы у орловского зрителя. Конечно, постановка не была лишена изъянов, однако каждый из нас вправе относиться к этому спектаклю так, как посчитает нужным, основываясь на индивидуальной картине мира и взглядах на искусство. Благодарим труппу театра «Свободное пространство» за обращение к русской классике и с нетерпением ждём новый театральный сезон.
05.07.2024
Автор: Матвей Бритвин
Источник: Городской портал InfoOrel.ru