Ему самому не верится, что уже три десятилетия отдано театру
В молодости, когда он смотрел на ветеранов сцены, отмечавших свои театральные юбилеи, думал: «Как можно столько лет работать?» А тут вон, оказывается, уже не день прошёл, а целая жизнь.
В тот день, когда он пришёл в «Свободное пространство», была репетиция «Тома Сойера». Художественный руководитель театра Александр Михайлов представил репетировавшим на сцене актёрам новичка.
— Они, оказывается, поначалу подумали, что в театр взяли нового шофёра! — вспоминает Лагоша. — У меня тогда борода была, и я казался старше и солиднее своих 27 лет.
Сразу начались вводы в спектакли. «Ундина», «Лекарь поневоле»... Первой серьёзной ролью была роль Трита в спектакле по пьесе Лайла Кесслера «Сироты» (режиссёр Александр Бармак), где он играл с Владиславом Трахтенбергом и Виктором Супруном.
Интересной для артиста была работа в музыкальнопластической притче «Белый клык», где Лагоша играл несколько ролей — инженера Белью, индейца, шамана, зрителя на боях и ездовую собаку. Премьера спектакля состоялась в 1994 году в Калифорнии, США. Спектакль принимал участие в международных театральных фестивалях в Испании, Израиле, Турции, Украине.
Выйдя из массовок, Валерий Лагоша пошёл по главным ролям. Это и Мендель Крик в спектакле «Биндюжник и Король», и дон Фернандо в «Рабе своего возлюбленного», и Микола Задорожный в «Украденном счастье», и Понтий Пилат в мюзикле «Иисус», к которому, кстати, Лагоша написал либретто в стихах. Из недавних работ артист особенно выделяет роль Владимира в спектакле «В ожидании Годо».
В общем-то, актёр Лагоша не делит роли на любимые и нелюбимые, на маленькие и большие. В каждой, считает он, своя глубина. Актёр не признаёт игры, где можно «плескаться по верхам»: всегда ныряет вглубь, и в каждой, даже на первый взгляд незначительной, роли всё равно находит жемчужину. А, главное, умеет это передать. И этот мягкий блеск всегда заметит внимательный зритель.
Уже девятнадцатый год Валерий Евгеньевич преподаёт актёрское мастерство студентам Орловского института культуры. Его выпускники уезжают служить Мельпомене в разные города России, некоторые работают в родном «Свободном пространстве» — например, Елена Симонова, Сергей Козлов, Михаил Неженцев, Олеся Балабанова, Ольга Чибисова, Валерия Жилина, Артём Исаков и другие.
Чему прежде всего учит Валерий Лагоша своих учеников? Талант — это, конечно, штука прекрасная. Но он расцветает, когда человек упорно трудится, не жалея сил, не надеясь, что хотя бы в мелочах можно проскочить на халтуре. Учитель напоминает о том, что нужно любить театр в себе, а не себя в театре, и очень не любит, когда театр воспринимается этаким местом для развлечения и отдыха. Настоящий театр, считает Лагоша, заставляет зрителя работать — душой, умом, сердцем. Уж он-то это знает!..
11.09.2021
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда