Мне нравится аббревиатура его имени — БЕГ (Безрукавый Евгений Гаврилович). И вовсе не из-за того, что слово соответствует суматошной, изматывающей гонке или намекает на избегание трудностей
Совсем напротив. В этом сокращении сосредоточена динамика всей жизни, ее явное и скрытое движение, чудеса и замечательные люди.
Замечательными людей, как известно, называют не только тогда, когда мы их замечаем, но, можно сказать, и когда они нас замечают. Это взаимное.
Евгения Безрукавого нельзя не заметить среди лиц и талантов театра «Свободное пространство» уже потому, что он сам замечает все и всех. Отработанные в течение жизни сезоны в различных театрах страны несут на себе отпечаток ожиданий и побед, поиска и признания.
Как говорила М.Н. Соколова, актера видно из-под коврика. Но ведь, как минимум, требуется присмотреться. Ах, как же нам всем тяжко напрягаться относительно других людей, когда тут собственные проблемы берут за горло! Вот и я тоже пристала к Евгению с просьбой зануды-психолога:
— Вот скажи мне, что такого в тебе особенного, какой такой изюм, чтобы людям было интересно прочитать о судьбе актера?
Евгений вначале с неизменной улыбкой долго возмущался бестактностью вопроса (они, актеры, умеют возмущаться беззлобно), но, уважая мою настойчивость, на следующую встречу принес ответ в виде стихотворения.
Критик и актер
Она сказала: «Напишу я
Статью глубокую, большую.
Но не могу, как ни крути.
Изюминку я в Вас найти.
А без сухого винограда
И булки, право, не испечь,
Поэтому, простите, рада
Саму затею скинуть с плеч!»
А для меня теперь отрада
Куда спешить? Я не грущу.
Сперва побуду виноградом,
Потом изюм в себе взращу.
Сезон дотеатральный. С детства Женечка мечтал стать моряком, тем более что уже и соответствующие атрибуты имелись: дедушка подарил бескозырку, и вся ребятня на улице завидовала «морскому волку».
Первое прикосновение к театру произошло, когда мама привела на спектакль «Три сестры».
— В какой-то момент действия я так пристально смотрел на происходящее, что понял: хочу быть там и все! Меня просто притянуло, весь я оказался на сцене!- рассказывает Евгений.
Но социум диктует. Плюс родители. Папа решил, что нужно осваивать денежную профессию строителя, и впереди замаячил строительный техникум. Томительные годы учебы разбавлялись участием в самодеятельности, в студенческих спектаклях.
А потом был завод. Хорошо, что он был.
— Там я осознал эту экзистенциальную жуть: с утра — на работу, вечером домой. И так все время, беспросветность полная... Для этого я родился?!
Евгений пытался поступить во ВГИК, но не прошел второй тур. Видно, иное было предначертано. Когда мы на верном пути, все вокруг нам помогает и нас поддерживает. Так вот, в Днепропетровское театральное училище Евгений пришел подавать документы, когда там уже заканчивался третий тур! Его прослушали и взяли безоговорочно.
— А ведь я мог бы развернуться и уйти: опоздал и все тут. Хорошо, что я подошел к человеку и спросил. Тогда я понял: стучите — и откроют вам.
Сезоны театральные. Впервые Евгения Безрукавого я увидела в роли Коломийцева в спектакле по пьесе М. Горького «Последние». Он был неподражаем. Пластично и мощно, очень энергично он соответствовал не только заданности роли, но и характерам партнеров, сюжетным коллизиям. Играл, по его словам, роль негодяя. Мне кажется, в таких рамках красивому человеку действовать всегда сложно, но Евгений произвел впечатление мастера своего дела.
Список ролей оказался более чем обширным: от игрушечного коня в сказке Андерсена до Мастера в «Мастере и Маргарите», от колдуна в спектакле «Иван-богатырь» до Кэтла в «Скандальной истории с мистером Кэтлом и миссис Мун».
Помимо того судьба сделала Евгению щедрый подарок: он снимался с такими мэтрами, как Иннокентий Смоктуновский и Марина Неелова, Николай Гриценко и Олег Ефремов. Фильмы «Враги», «Вечный зов», «Отец и сын», «На встречном курсе» стали важными этапами в жизни актера.
Главные роли в Днепропетровском театре драмы и в ТЮЗе, в Донецком русском драматическом театре г. Жданова (теперь Мариупольский театр), театр юного зрителя Запорожья и театр драмы Семипалатинска, Саратовский академический театр — все это прикосновения к судьбе. И., наконец, театр «Свободное пространство».
У Евгения есть замечательный спектакль исповедь для одинокого мужского голоса с саксофоном «Многоликое лицо твое...». Благодаря ему он на Всероссийском театральном фестивале в Москве в 1998 году стал обладателем Гран-при «Хрустальная жар-птица» в номинации «Лучшая мужская роль». Символическое название спектакля говорит само за себя.
...Тяжелый вздох, пауза, и вдруг... Я вздрогнула. Соседи мои тоже, наверное. Евгений лицом, телом, интонацией творил кусочек жизни другого человека, в какой-то момент, доходя почти до слез, в иной — срываясь на крик... Что из самого главного вы возьмете с собой на необитаемый остров?
— Когда начинаешь выбирать, снизив тон, говорит герой Евгения Безрукавого, — его, оказывается, и нет, этого главного.
Жаль, что и у нас пока нет возможности увидеть этот спектакль на сцене театра. Разговаривать с собственной душою не каждый может, тем более при этом быть с собой предельно честным. Такие спектакли способны многому научить. Всему, что накопилось за полноценную жизнь актера, включая богатейший материал общения с людьми.
— Евгений, как складывались твои взаимоотношения с текстами, с режиссерами, с коллегами, со зрителями?- задаю я вопрос, вполне осознавая совершенно необъемный размер будущего ответа. Ну, если по сути?
Если по сути (только о ней и стоит говорить, по-моему), каждая судьба есть книга. Вот крохотные зарисовки с ее достаточно светлых страниц.
Актер и текст
— Когда сегодня получил текст, а завтра уже выступать, конечно, включаешь механическое заучивание. А так в ходе репетиций происходит наложение текста роли на тело актера. Недаром говорят, что актер запоминает ногами. В продолжение какой-то фразы ты садишься на стул, откидываешь в сторону пиджак — все это связывается воедино и потом, по ходу репетиций, текст всплывает автоматически. Создание образа увязывается с эмоциями, а это запоминается надолго, если не навсегда.
Актер и режиссеры
— Театр — это модель жизни. Каждый режиссер ощущает ее по-своему, а кто-то и вообще не чувствует. Есть режиссеры, которые испытывают абсолютное доверие к актеру, полагаются на него; а есть те, которые слагают на актера свои обязанности, не зная даже, как выстроить сцену. Встречались такие режиссеры (с ними особенно приятно работать), которые «видят» весь спектакль и знают точно, как достичь желаемого; а есть откровенные диктаторы. Таким, к примеру, был А.И. Дзэкун: он «упаковывал» актеров в свое представление, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Но бывают и тираны-гении. К ним относился Ю.С. Копылов. Правда, мне не пришлось у него работать, хотя он и планировал пригласить меня на роль Ивана в «Братьях Карамазовых». Гениям многое прощают, их даже любят, несмотря на тиранию, потому что в сердцах не только зрителей, но и актеров долго, слишком долго, всю жизнь. Они работают не над сиюминутной конъюнктурой, а погружаются в вечные темы.
Вот интересный и напряженно работающий режиссер нашего театра Александр Михайлов создает такую ситуацию, в которой актеру хотелось бы оказываться во взаимодействии с ним, в совместном поиске, встречаться на творческих подмостках чаще. Я никогда не отказался бы от его предложений, потому что меня привлекает философия в любой интерпретации, в том числе и нашего театра.
Актер и актеры
— Коллеги — это бездна, это целый космос! — восклицает Евгений.
— Несколько слов о бездне, пожалуйста, — улыбаюсь я, поправляя блокнот на коленях.
— Они очень, очень разные! И, как полагается в жизни, кто-то оказывается ближе, а кто-то живет в отдалении. На сцене мы работаем на одну цель, а потом каждый погружается в свою жизнь. Но есть, конечно, духовно близкие люди. К примеру, Николай Рожков. Его порядочность, старание держаться на уровне, бесспорный талант во всех областях — он и актер замечательный, и стихи пишет, и музыку — притягивает к себе людей. Мне приятно наблюдать за его развитием.
Игорь Масюк (он теперь работает в питерском театре) — необыкновенная личность. Тоже и певец, и актер, и клоун, и чтец... Он настолько сильный человек, что полюбил Иветту Захарову, когда от нее многие отворачивались из-за ее болезни. Увлекшись эзотерикой, наладив питание и образ жизни, он сумел вылечить свою жену!
Очень мы были близки с Владиславом Трахтенбергом, которого я знал с юности, со времен Днепропетровска. Его талант, раскованность, умение устроить блистательное шоу из любого материала известны многим. Однажды, когда я единственный раз за 13 лет работы в Орле устроил бенефис, Влад после моего спектакля выступил перед зрителями и сказал обо мне добрые слова. А потом мы пели с ним украинские песни...
Актер и зрители — Иногда одно сказанное тобою слово производит в зале такое... Зрители ведь тоже разные — умные, интеллигентные, мыслящие, чувствующие. Все — от взрослых до детей — очень помогают актеру своей энергетикой, давая возможность наполниться и вернуть умноженную силу любви в зал. Однажды я играл главную роль в спектакле «Бои имели местное значение» (младший лейтенант, комвзвода Коншин). Прибыла комиссия для отбора спектакля на конкурс в честь 40-летия Победы (это был 1985 год), а в зале — одни дети. Ну, думаю, полный провал. Знаешь, поначалу раздавались всякие там шелесты, шорохи, стуки, шепот. А через пять минут зал замер... Спектакль, полный трагизма, дети восприняли со всей глубиной. Кстати, спектакль получил золотую медаль имени А. Попова.
Актер и семья
— Я очень благодарен своей семье — жене Неониле и дочери Иванне за поддержку. Что такое профессия актера? Денег мало и будет еще меньше, а требуется все больше и больше. Жена моя взяла на себя этот житейский крест, разделила все муки и радости, создала мне ощущение надежности. У меня замечательная дочь, она выросла в театре. Бывало, по одной фразе могла сказать, о каком спектакле идет речь, но выбрала профессию юриста. И со старшим сыном от первого брака, Денисом, мы дружим. Благодаря ему я уже дедушка, у меня растет чудный внук Валя.
...Слишком много лиц соединяются воедино, когда мы говорим всего лишь о Человеке. Слишком много социальных ролей нам приходится исполнять в спектакле жизни. Тем более, когда речь заходит об актере, призванном это делать в силу своей профессии. И часто за чужими проживаемыми судьбами теряется его собственная, растворяется в них. Евгения Безрукавого в этом не упрекнешь: он по-особому ощущает мир, оставаясь между тем самим собой.
— Когда я летом выхожу на улицу делать зарядку, стою, смотрю на цветущее поле, слышу запахи, мысленно читаю молитву, которую сам сочинил, мир приветствует меня и любит так же, как и я его. Вот однажды, как и всегда, стоял я недвижимо в травах и смотрел вдаль, как вдруг почувствовал мягкое прикосновение к ногам. Я боялся пошевелиться и терялся в догадках, кто бы это мог быть? Едва-едва скосив глаза, я увидел... зайца! Стоило мне повернуть голову, как он тут же бросился прочь!
А я подумала: какими нежными и любящими должны быть наши телесные и душевные движения, чтобы не спугнуть счастье. А счастье, по словам Евгения, — это сама жизнь
Общеизвестно, что все мы связаны друг с другом Особое влияние на души оказывает искусство, которое само по себе является синтезом мистики и языка, способом передачи таинственного, обменом духовностью. Именно поэтому, чем чаще на сценах и в кино мы будем видеть счастливых людей, тем к лучшему будет меняться наша жизнь.
Талантливый актер может сыграть все, даже счастье. Но если это только игра, а внутри у него тайфуны и торнадо, зритель несоответствие быстро почувствует и отстранится. Находясь в резонансе с актером, режиссером, драматургом, залом, мы стремимся сделать себя лучше, прикоснуться к главному на пути самопознания. И предпочтительней, если это главное будет нас строить, а не разрушать.
Кто-то из отцов православной церкви сказал: «Лучшее знание — это мудрость, лучшая мудрость — это доброта». Наверное, теперь я знаю, в чем изюминка Евгения Безрукавого.
25.12.2004
Автор: Людмила Назарова
Источник: Поколение