22 сентября театр «Свободное пространство» открыл свой 47-й сезон грандиозной премьерой — зрители увидели мюзикл «Яга»
Разные оттенки чувств
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».
Спектакль, над которым театр работал в течение многих месяцев, конечно же, про Ягу, но цитата из Михаила Булгакова в рассказе о нем представляется весьма уместной. Отчасти потому, что история о молодой, красивой, тонко чувствующей и храброй женщине невозможна без любовной линии. Отчасти — потому что линия эта была проработана создателями мюзикла мастерски и способна прийтись по вкусу, вероятно, всем зрителям без исключения, ведь есть в ней и глубина чувств, и жертвенность, и та непоколебимая уверенность, с которой двое выбирают друг друга раз и навсегда.
Вместе с тем «Яга», получившаяся в результате смешения славянских мифов, фольклорных традиций и сказочных легенд, оказалась историей о настоящих чувствах в более широком понимании этого слова.
Стоит отметить, что появившийся в репертуаре «Свободного пространства» мюзикл уникален. Автором идеи, композитором и музыкальным руководителем стал артист театра Андрей Григорьев, в качестве автора пьесы и либретто выступила Мария Малухина, ранее создавшая в сотрудничестве с Андреем мюзикл «Кармен. История Хосе» (16+). В качестве хореографа-постановщика над «Ягой» работала Ирина Кашуба, за плечами у которой опыт постановки танцевальных номеров для кино и популярных телевизионных шоу, сотрудничество с Театром им. Пушкина, Театром на Малой Бронной и МХТ им. А.П. Чехова.
В последние годы тренд на так называемые приквелы (произведения, описывающие события, хронологически предшествующие первоначальному произведению. — Прим. ред.) для каноничных злодеев все больше набирает популярность в кино и литературе. Казалось бы, фабула такой истории понятна изначально, зрителю заведомо известен финал, и вопрос лишь в том, какими путями герои к нему придут. Однако создателям «Яги» удалось сделать в этом плане почти невозможное — понастоящему удивить своего зрителя, подвести героев к таким поступкам и решениям, которых от них совершенно не ждешь.
Режиссер-постановщик «Яги» Дарья Борисова принимала участие в постановках таких легендарных мюзиклов, как «Шахматы» (12+), «СуинниТодд, маньяк-цирюльник с Флитстрит» (18+) и «Кандид» (12+), работала в Большом театре, МХТ им. Чехова, Театре на Таганке, сотрудничала с Московским театром оперетты и МДМ.
Она говорит, что не стремиться выделять в каждой постановке некую «изюминку», потому что понятие это во многом рекламное, но старается делать каждый спектакль честным.
— Важно, чтобы спектакль тронул зрителя, быть может, побудил его задаться какимто вопросом. Смысл прежде всего в том, чтобы человек ушел не пустым, — поясняет Дарья.
Однако зрителю, от профессионального режиссерского взгляда далекому, представляется, что именно в подлинности чувств так называемая «изюминка» и заключается. Герои «Яги», как и реальные люди, открывают себя под влиянием обстоятельств с новой стороны, принимают решения, о которых в иной ситуации не могли бы помыслить, и сталкиваются с их последствиями немногим позже.
Люди и человечность
«Будет только то, что ты сама решишь», «В любого кинуть камень — зазорно», «И на богов найдется управа», — кажется, что это достаточно простые истины, которые подавляющему большинству из нас известны с детства, но в интерпретации «Свободного пространства» они словно начинают играть новыми красками.
Так происходит, вероятно, потому что подтверждаются они не столько через сказку или предание, а на примере живого и понятного зрителю человека.
— Человечность Яги, история ее превращения в Бабу Ягу из избушки на курьих ножках, тот путь, который она прошла, — вот что в первую очередь меня заинтересовало, когда я увидела материал, — рассказывает Дарья Борисова.
Этой человечностью создатели мюзикла наградили всех героев без исключения, продемонстрировали ее во всем многообразии проявлений: от завораживающей красоты до потрясающего уродства, напомнили зрителю о том, что и то и другое в людских душах вечно.
Дарья Борисова говорит, что мюзикл — один из самых сложных жанров. Он требует от артистов обладания драматическим талантом, умения в равной степени хорошо петь и танцевать и навыка искусно совмещать на сцене все три эти составляющие.
Тут особенно интересно мнение о «Яге» случайного человека из зала.
— У меня дух захватывает при мысли о том, что этой музыки, этих слов и этих танцев раньше просто не существовало. Почти не верится, что все это в режиме реально времени и с такой самоотдачей делают обычные люди, — поделилась в антракте Арина, оказавшаяся студенткой первого курса ОГИК.
Мюзикл можно посмотреть из интереса к вечно юной и прекрасной фольклорной Яге, тесно связанной с Миром Мертвых.
Можно сходить на него ради истории о любви, способной преодолеть пространство и время и оказаться сильнее любых сомнений и козней недоброжелателей.
Он почти наверняка понравится любителям жанра, приходящим в театр, чтобы насладиться музыкой, прекрасными голосами и пластикой артистов.
«Ягу» можно смотреть как динамичную, мрачную и зрелищную классическую сказку о взрослых и для взрослых.
Или как серьезную психологическую драму о том, что никакие приобретенные блага, будь то огромная колдовская сила, деньги или счастливая любовь, не способны сами по себе, без усилий со стороны самого человека, исцелить надломленную душу.
Но посмотреть, чтобы самостоятельно отыскать ту самую «изюминку», однозначно стоит.
29.09.2023
Автор: Анастасия Извекова
Источник: Орловская городская газета