Сон разума, метаморфозы любви…

Новый 43-й театральный сезон в театре «Свободное пространство» открылся волшебной комедией Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь»

…будем осторожны в ночь полнолуния

в лесу своих желаний?

Перед зрителем разворачивается безумный день и сумасшедшая ночь полнолуния в канун трёх свадеб разом. Драматургия непредсказуема. Кажется, и череда метаморфоз запущена для того, чтобы молодожёны из числа зрителей (а пьеса писалась на заказ к свадьбе некого сановника) усвоили урок: такое случается, когда чувства штормят, а разум отключён. Или когда герои спектакля ложатся спать не там, где надо (в волшебном смысле этого слова)…

Отец недоволен выбором жениха… Ещё вчера покорное дитя превратилось в строптивую упрямицу и нацелилось бежать из дома с избранником… Подруга детства предаёт (превращение в соперниц закономерно – ведь между ними встал мужчина…). Двое влюблённых в одну девицу готовы раскровянить друг другу носы – впереди дуэль? Правитель, вчерашний герой легенд, вместо дел государственных озабочен любовными играми…

При этом Шекспир, очевидно, намеренно гиперболизировал текуче-изменчивую природу любви (от мгновенного зарождения чувств – до мгновенного же охлаждения), показав перекодировку всех ощущений и строя мыслей, используя мотив сна. Возможно, автор предполагал не только повеселить, но и о чём-то предупредить новобрачных? Всех слепых и беззащитных перед судьбой влюблённых… Наивную молодёжь, в возрасте «сами всё знаем» (который длится у одних лет до тридцати, а у кого и до века). А зрителям с опытом Шекспир предоставил возможность на вес оценить заблуждения их собственной молодости…

Юбилейная для орловского театра (десятая по счёту из шекспировского наследия) постановка, пожалуй, имеет все основания получить звание самой фееричной и стильной.

Сценография спектакля умело акцентирована, лаконична, но абсолютно функциональна (за неё отвечала Ксения Кочубей). Действие происходит то во дворце афинского правителя, то в таинственном лесу в ночь «когда случается немыслимое». Это условное пространство обживается так легко, свободнои органично, а переход от реальности к фантастике так прост и так верно объяснён психологией характеров, что внимание заряжено, глаз не скучает, а действие не провисает.

Когда события переносятся в фантастический лес (в параллельную реальность, в мир фей и эльфов), – и там продолжается своя «война полов». Волшебник Оберон (очередная прекрасная работа артиста Сергея Козлова), включив «административный ресурс», чтобы сделать супругу сговорчивей (Титания – блистательная Мария Козлова), насылает на неё сон и обольстительные чары. Волшебный лес – это манящий мир мечты и запретных снов. Это подсознание: импульсы, рефлексы, основной инстинкт. Эта тема поддержана и пластически, и музыкально, мы слышим обманные шумы листвы, страстные вздохи болотных газов, видим мерцающие блики. Лес чувств и желаний заманивает постепенно, но уже готовы его западни и ловушки.

Как же это всё узнаваемо!.. Здесь всё то, что случается с вашими знакомыми, родственниками или, например, персонажами из телевизионных шоу. В этом первый секрет актуальности шекспировских образов спустя 400 лет. В общем, хороша сказочка для взрослых!

Кстати, почему в роли секс-символа выбран именно Осёл, – спросят только те, кто не читал «Метаморфозы» Апулея, ведь в античном мире времён упадка именно он олицетворял животную мощь.

Все три часа в зале звучит смех, при этом в игре артистов нет и грана пошлости, во всём вкус и мера, что сегодня большая редкость в комедиях.

…«безумные, любовники, поэты –

все из фантазий созданы одних»

Так говорит один из героев пьесы, фактически предлагая ключ, которым открывается ночь предсвадебных чудес. Зритель станет свидетелем, как любовь пьянит без вина, искажает зрение, заставляя видеть то, чего нет (и не замечать очевидного). Мне вообще кажется, что влюблённых давно пора рассматривать, как отдельный тип человека.

Вот ведь информация к размышлению:у арабов, пишут, есть 600 слов-понятий для верблюда, но вообще нет слова «любовь» (самое близкое по смыслу – «безумие»). Восточная традиция много веков приравнивала состояние влюблённости с затмением сознания, наваждением, сном наяву.

Обратимся к тексту (курсив наш): любовь возникает «мгновенней звука, проворней тени, а потом вдруг оказывается «мимолётней сна, короче молнии во мраке чёрном». «Неужто чувство это сродни магии?», – недоумевает отец девушки на выданье (артист Альберт Мальцев): чем Лисандр«околдовал»её душу? Ну, носил стихи, «любовными залогами менялся; под окном её, при лунном свете, ей томно пел про томную любовь». Конечно, покорил её воображенье, «даря то прядь своих волос, то перстень...»

Отец выводит общее правило конфетно-букетных ухаживаний:

Цветы, гостинцы, памятки, безделки, –

Таким послам охотно верит юность.

Ты выкрал сердце дочери моей,

Ты обратил дочернюю покорность

В строптивое упрямство.

Спектакль (вроде бы традиционно для античного театра) начинаетсяс появления Купидона и заканчивается свадебным пиром с участием его сценического двойника (две роли ответственно исполнил семилетний Яша Майстренко). Но это ещё и очень тонкая пародия: вот, люди, смотрите, столько веков прошло, но управляющие вами чувства (для очевидности принимающие облик олимпийских небожителей и их антиподов с тёмной стороны Луны) шутят с людьми всё те же старинные шутки. Да и чего вы ждали от играющего дитя?

Крылатый Купидон – божок слепой;

Он, впрочем, и душой не прозорлив:

Крылат, безглаз, нелепо тороплив.

Любовь – дитя; ей словно нипочём

Обманываться в выборе своём.

В общем, если вчитываться и вслушиваться – совсем не пафосное поздравление с днём свадьбы подготовил заказчику гений Шекспир. И ни разу не скучное!

…своя любовь для каждого времени года?

Изменчивость любви проявляется не только в смене объектов поклонения, но и в изменениях на протяжении жизни одной пары.

«Весну любовной игры» и самообольщений в спектакле представляет квартет из двух пар: Гермия и Лизандр (Валерия Жилина и Валентин Тюрин), Елена и Деметрий (Ольга Виррийская и Максим Громов). Оказывается, достаточно одной майской волшебной ночи, когда цветёт папоротник, а лесные эльфы и феи водят свои головокружительные хороводы, хватит и капли чудесного зелья, чтобы невзначай перевернуть пластинку сердечной мелодии: исказить зрение влюблённых, изменить ход вещей?Обратим внимание на оттенки чувств, переданных сценическими средствами: Гермия любит обожательно, «не дыша», она и ступает не на полную ногу, всё время подстраивается под избранника… Елена – буквально таскается за своим любимым. При этом юноши – законченные эгоисты, один нарцисс, другой флюгер, на них сок волшебного цветка и действует фатально.

Весь квартет молодых артистов блестяще справляется с задачей показать любовь-нелюбовь через поведение, невербальные жесты, обыгрывая предметы. На глазах зрителей они подвергают свои роли последовательной психологической трансформации, вызывая смех или сочувствие по отношению к героям.

Весенняя пора и в любви неустойчива, как сама погода этого сезона… И превратится ли она в «зрелое лето любви» – предугадать не дано.

«Любовь настоя осенней терпкости» мы видим в паре Тезея, герцога Афинского, и Ипполиты, царицы амазонок (зачем-то же Шекспир дал им знаковые имена и богатую предсценическую биографию?).

Тебя мечом я добыл, Ипполита,

Угрозами любви твоей добился,

Но свадьбу я в ином ключе сыграю:

Торжественно, и весело, и пышно!

Перед нами выбор партнёрского типа брака, в котором будущие супруги несут к свадебному алтарю равные дары: оба в зените славы, оба состоялись, у обоих позади бурная молодость. Невеста Ипполита – уже не та легендарная предводительница амазонок, героическая фурия (Олеся Балабанова), а этакая себе на уме бабёха, ни о чём, кроме предстоящего «рукопашного боя» в спальне не способная думать. Временами, правда, она попробует и командный голос – перейдёт на бас, и даже попытается рулить, примеряясь к будущей роли семейного диктатора.

Для легендарного Тезея, друга Геракла, как мы его помнили из античных источников, когда-то не было преград. По делам службы он даже в ад спустился… Аргонавт, участник десятка спасательных операций, Тезей однажды подверг справедливому возмездию законченного негодяя Прокруста (тот мерял всех проходивших мимо путников на свой аршин: одних равнял по голове, других – по ногам, всё «лишнее» отрубая). А уж девушки и любовь вручались герою Тезею вместе с победными лаврами любого сражения, как приз, как контрибуция в финале испытания. Он был вечным охотником за острыми ощущениями, его вела звезда завоевателя, и царица амазонок для него – очередной трофей.

В постановке же перед зрителем округлившийся и успокоившийся «отец афинской демократии» – счастливый правитель античной Греции (Владимир Козловский). Он, конечно, справедлив, обстоятелен, но по-настоящему озабочен только предстоящей брачной ночью.

Холодным блеском металла наполнена рассудочная «зима отношений». В брачных играх Титании и Оберона, повелителей эльфов – нет трепета узнавания, милых очарований… Но есть общие заботы, волшебное беспокойное хозяйство, чувство родства (когда супруг – часть твоего собственного организма, твоя рука, нога, их можно не замечать каждую секунду, можно не думать о них, но если «заболит» – жалко; без них, привычных, никак). И бронзовыми лицами, и фантазийным гримом эти правители похожи на живые статуи с барселонской улицы Рамбла. У каждого в этом неразрывном союзе давно свои интересы, своя свита. Он в сердцах называет её надменной и дерзкой; она его – невозможным ревнивцем: «Умчимся, феи! Мне вид его и ложе ненавистны». Что ж, пара второе тысячелетие вместе, и перечень измен мужа занял бы половину шекспировского текста… Перед нами тот самый случай, когда права пословица: «вместе – тесно, а врозь – скучно».

… мои желанья не догнать ногами

Указания потустороннего руководства, царя эльфов и фей Оберона, трудящегося «во имя и на благо», не выполняются. Сюжетную путаницу любовных отношений сам Шекспир изящно списал в пьесе на «криворукого исполнителя». Лёгкий на ногу дух лесов Робин Пак (чёрной юбкой похожий на неправильного друида) постоянно ошибается, ведёт свою игру, то случайно халтуря, то сознательно озоруя. Артист Андрей Григорьев – прекрасно тренированный – так владеет телом, что зал безоговорочно верит – такой за час «облетит шар земной» и доставит волшебное зелье, всех безнадёжно запутает, а потом героически расставит все перевёртыши по местам. Ещё один узнаваемый в современности характер.

Автор пьесы создаёт под заказ не благостную слащавую сказочку для наивных романтиков и пар, временно потерявших голову в ожидании свадьбы. С нами доверительно беседует человек, умудрённый жизненным опытом, многажды раненый любовью навылет, сам настрадавшийся от этого то полётного, то перелётного чувства… «Для любви святыня клятв – игра», – с огорчением констатирует он.

… «свадебный концерт» и режиссёрский концепт

Амбициозная команда московских талантов разыграла на орловской сцене настоящий «свадебный концерт»: символичный по костюмам, гриму, пластике, необыкновенный по звучанию музыкального барокко (создавая атмосферу, фоном звучали английские баллады, исполненные на лютне и арфе). Актёрское же мастерство всех без исключения участников этого любимого многими театра так универсально, что поставленные задачи были решены с блеском.

Пластическая поддержка характеров персонажей стала частью режиссёрского концепта: через движение герои рассказывают о себе не меньше, чем благодаря речевым характеристикам. Хореограф Евгения Миляева предложила индивидуальную ритмику каждому участнику спектакля. Фантазийна работа художника по свету (Максим Фомченков). Костюмы – отдельная песня, спасибо неожиданной Венере Казаровой! Если влюблённые пары на сцене предстают в чёрно-белом, никогда не совпадающем с «половинкой» одеянии, то представители власти Афин – в подчёркнуто бутафорском, непрочном, обманчивом «сиянии» фольги. Никакая власть не может управлять миром тонких материй, чувствами людей, говорят такие костюмы… Отдельное спасибо за свиту Оберона: молчаливых красоток, говорящих руками и телом, – и придумку с цветками, замыкающими им рты на безмолвие! Когда мужу приходится всё время «воевать» с огрызающейся хищницей-женой, он в свиту подберёт безропотных дев?

Режиссёр Виктория Печерникова решила спектакль в комедийной стилистике на фоне густо замешанной мистики. Создателям спектакля удалось бережно пронести шекспировское слово, филигранно отработав с каждым актёром его партию. В результате, орловчане посмотрели искромётную «комедию положений», а бонусом познакомились с двумя десятками гротескно представленных типических персонажей, помещённых между явью и сном, волшебством и реальностью.

… спектакль в спектакле

«Сон» – это ещё и квест для более искушённого театрала и читателя. Творение начинающего (на тот момент) автора просто набито зёрнами идей его будущих пьес. Художественный приём «спектакля в спектакле» позже Шекспир использует в «Гамлете». А разыгранная ремесленниками в фарсовом стиле история про двух несчастных влюблённых, погибающих из-за трагической ошибки, сразу напомнит сюжет «Ромео и Джульетты» (в случае, если бы её сначала вам пересказали базарные торговки). Великолепна сцена из «Сна в летнюю ночь», когда во время ссоры Оберон мощной рукой тормозит разгневанную Титанию (словно рванул, натягивая, невидимый поводок, дальше которого из семьи не уйдёшь!) – она напомнит зрителю битвы из «Укрощения строптивой».

Одновременно зритель наблюдает и очень смешную пародию на театр беспомощный, дидактический, бесконечно поучающий и по-доброму наивный (зрители благодарно оценили комические образы, созданные Станиславом Ивановым, Михаилом Неженцевым, Антоном Соколкиным, Артёмом Исаковым и дебютантом Дмитрием Иванюгиным).

…когдачувства – кони,разумвозница

Для Шекспира и создателей спектакля наш реальный мир и волшебное Зазеркалье ночных снов и мечтаний связаны неразрывно. Кто ж спорит: жизнь, не согретая чувством, скудна и однообразна. Но и поджаренная на вулкане страстей – опасно больна.

Символические дворец правителя и лес с потусторонними обитателями только визуально разделены, как два параллельных пространства. Временами кажется, что в первом правит исключительно разум (Закон, Порядок, Традиции) а во втором – только стихия чувств (Миражи, Обманы, Чувственность, Торжество желаний). На самом же деле, идёт постоянный обмен и захват энергий. И к финалу «золотая середина» всё же отыщется, надо только вернуть любовь.

Вот царица фей Титания прямо называет причиной дурного влияния на людей и природу свои перебранки с Обероном. А образы, ею нарисованные для XVI века, сегодня можно принять за пророчество о времени климатических войн-2019, когда из-за истончения «материи любви», «безлюбья», ссор и ненависти в тонком мире смешается всё:

На льдистом черепе зимы-старухи

Венок из распускающихся летних

Цветов, как бы в насмешку. Не весна

И не зима, не лето и не осень...

Понять не может изумлённый мир,

Какое наступило время года.

И всё скопленье бед порождено

Ничем иным, как только нашей ссорой.

Человек имеет право на счастье, на любовь, но путь этот причудлив. Будем осторожны в лесу своих желаний… И пусть мир спит и видит сны…

23.09.2019

Автор: Ольга Кононенко

Купить билет