Столь долго ожидаемая зрителем премьера в орловском театре «Свободное пространство» — состоялась!

Мюзиклом по мотивам известной новеллы Проспера Мериме «Кармен» открылся очередной творческий сезон

Новое прочтение вечной классики, авторская музыка, экстравагантные костюмы, сценография и свет — орловскую осень буквально «взорвал» этот премьерный спектакль.

Премьера спектакля «Кармен. История Хосе» должна была состояться ещё весной, но из-за пандемии коронавируса показ был перенесён. И вот наконец важное событие в культурной жизни нашего города свершилось. Конечно, премьера прошла с соблюдением всех мер безопасности: широкая рассадка зрителей, обязательное наличие масок. Из-за пандемии театру также пришлось отказаться от привычных премьерных перформансов перед спектаклями, о которых напоминали сейчас лишь картонные ростовые фигуры любимых актёров. Но всё это орловский зритель, конечно, переживёт — главное, чтобы на сцене мы видели живой театр, слышали дыхание и биение сердец актёров, наслаждались новыми режиссёрскими задумками.

Автор инсценировки новеллы Мериме — молодой драматург Мария Малухина, которая уже хорошо известна своими работами в театральном мире. Так, в 2019 году, на 17-м международном конкурсе молодых драматургов «Евразия» Мария стала победителем в главной номинации «Пьеса для большой сцены». Её пьесу «Барбетт одевается» хотят поставить уже несколько театров. Орловский театр «Свободное пространство» обратился к её инсценировке «Кармен» и не прогадал — история свободолюбивой гадалки нашла отклик в душе орловского зрителя, хоть и немного отличается от классического сюжета.

Изюминкой премьерного спектакля, придающей ему абсолютную уникальность, стал тот факт, что музыку к мюзиклу написал актёр театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев. В течение двух с половиной месяцев Андрей, имеющий музыкальное образование и уже не первый год пишущий музыку, корпел над партитурами к новому спектаклю. Он сам признаётся, что такой крупный проект у него впервые, и, конечно, было непросто. Ведь актёр активно занят в репертуаре театра, в том числе и в своём мюзикле он исполняет роль красавца­гимнаста Лукаса.

— Вместе с создателями спектакля мы долго думали, в каком жанре должна быть к нему музыка: в стиле испанского фламенко или мюзикла бродвейского типа. В итоге решили не привязываться к какому-то конкретному стилю, — рассказывает Андрей Григорьев. — Работать было очень интересно, я благодарен режиссёру спектакля Виктории Печерниковой за то, что не побоялась привлечь меня как композитора.

Режиссёр спектакля «Кармен. История Хосе» Виктория Печерникова приехала в Орёл из Москвы, где поставила уже несколько спектаклей в различных театрах. Орловский зритель знает её по спектаклю «Сон в летнюю ночь», поставленному в паре с художником Ксенией Кочубей: невероятные сказочные костюмы, свет и сценография произвели ошеломляющее впечатление. И в этот раз их успешный творческий тандем сумел удивить и восхитить зрителя. Безупречный стиль, отточенность каждой детали, говорящие костюмы — всё помогало актёрам создавать яркие, запоминающиеся образы.

Появление главной героини — Кармен (Ольга Виррийская) эффектно и таинственно до мурашек. Она выходит в мужском костюме, да ещё надетом задом наперёд (!), что создаёт жутковатое мистическое впечатление. На её хорошенькой головке рыжим пламенем, будто костёр горит, фантасмагорическая причёска, которая придаёт девушке что-то демоническое. Отстукивая ритм, подражая испанским певцам фламенко, она поёт свою песню, завораживая зрителей. Такой впервые увидел её лейтенант Хосе (Максим Громов) — она выступала в цирке как гадалка. Кармен — другая, не такая, какой мы привыкли её видеть во множестве сценических воплощений. Хосе сражён её красотой, отныне он как заколдованный будет рабски подчинён своей госпоже, которая именует его «отважным щенком да милым голубком», которого будет любить «одну минуточку». Похожие Кармен — роковые красавицы, губящие мужчин, любимый тип Достоевского: Настасья Филипповна, Грушенька (кстати, «любить одну минуточку» — это из её лексикона), Полина из романа «Игрок».

В спектакле много прекрасных дуэтов, хоров. Музыка Андрея Григорьева мгновенно запоминается, вокальные номера остаются в памяти, что говорит об их несомненной хитовости. Таков замечательный номер Лолы Флорес (Виктория Саленкова) «Кармен-Кармен», трогательная композиция «Нет пути назад», которой хор цирковых артистов заканчивает первый акт. К слову, «Кармен. История Хосе» стал первым мюзиклом в России по мотивам знаменитой новеллы Мериме. Смело можно утверждать, что это однозначный успех композитора Андрея Григорьева.

Роль универсальной декорации в спектакле исполняет высокая металлическая конструкция, которая служит и гримёркой цирковым артистам, и местом караула, и фоном романтических свиданий. Очень эффектно выглядит сцена первого свидания Хосе и Кармен: влюблённые, стоящие на самой вершине конструкции, будто парят в воздухе.

В спектакле много первостепенно сыгранных второстепенных персонажей. Так, пара Рольона — бородатая женщина (Ирина Агейкина) и её супруг, хозяин цирка Лилас (Николай Рожков), смешная и одновременно трогательная, вызывает щемящее умиление у зрителя, который успевает полюбить их за время спектакля. Ведь им удалось сохранить любовь друг к другу в непростой бродячей жизни циркового артиста. Уморительны зажигательные клоуны цирка: Ремендадо (Валентин Тюрин), Торрес (Антон Соколкин), клоуны-ковёрные Артём Исаков, Дмитрий Иванюгин, силач Данкайро (Владимир Козловский). В спектакле много самых настоящих цирковых номеров! Весело, задорно и смешно смотрятся массовые сцены с торговками на рыночной площади.

Безусловно, премьерный спектакль станет одной из выдающихся работ театра. Увлекательная любовная линия, неожиданные повороты знакомого сюжета, блестящие актёрские работы, необычные режиссёрские ходы и яркие сценографические решения — театральный сезон открылся блестящей премьерой, оправдавшей наши ожидания!

28.10.2020

Автор: Марьяна Мищенко

Источник: Орёл-регион

Фото

Купить билет