Структурный абсурд с железной логикой

В театре «Свободное пространство» готовится к выпуску спектакль «В ожидании Годо» по одноименной пьесе Сэмюэля Беккета — ведущего драматурга театра абсурда

Режиссёр спектакля Вера Анненкова, которая уже знакома орловскому зрителю по «Лесу» Островского, обещает, что это будет история, понятная каждому, и совершенно не стоит бояться таинственного слова «абсурд».

— Да, это эксперимент, это вызов, — рассказывает Вера Анненкова. — Но считаю, что сейчас, в непростые времена для каждого из нас, для всего мира, эта пьеса как никогда актуальна. Мы каждый день просыпаемся, включаем телевизор, и не знаем, что будет дальше, и самое главное, что мы зависим от этого. Мы все живём в ожидании своего Годо. Кто он — этот Годо, когда же он придёт, чего мы от него ждем? Многие исследователи творчества Беккета пытались разгадать тайну Годо, даже предполагая, что это имя образовано от слова God — бог. Но думаю, если бы Беккет хотел вывести здесь Бога, то он и назвал бы его просто Бог. Это загадка, которую каждый решает по-своему. Несмотря на то, что пьеса относится к классике театра абсурда, она чётко структурирована, и каждая сцена выстроена с железной логикой.

Вера Анненкова рассказывает, что пьесу разбирали очень бурно и творчески, проведена колоссальная работа. Главных героев исполнят заслуженные артисты РФ Валерий Лагоша и Маргарита Рыжикова, и режиссёр признаётся, что спектакль был задуман конкретно под этот творческий дуэт.

— Ни с какими другими артистами я бы не решилась ставить этот спектакль, — утверждает Анненкова. — А вообще я очень счастлива, что мне довелось снова поработать здесь, после работы над «Лесом» я прикипела душой к артистам, театру. В новой работе заняты замечательные артисты Николай Рожков, Валерия Жилина, Альберт Мальцев, Валентин Тюрин. У нас сложилась команда неравнодушных людей, «заболевших» этим непростым материалом. Хотя изначальная реакция актёров была неоднозначной: Абсурд? Как? Зачем?

Вера Анненкова рассказала, что к пониманию Беккета шли через.... Антона Чехова! Да, она убеждена, что жил бы Чехов в 50-ые года 20 столетия, так обязательно именно он бы написал эту пьесу. Его комедии, в которых мало смешного — это как раз то, что хочет показать режиссёр. Но при этом Анненкова подчеркивает, что в её спектаклях всегда есть выход, свет. Это не страшная и тяжелая история, наполненная безысходностью. Это спектакль о том, как важно в современном мире быть милосердным, сохранять любовь.

— Мы часто живем вчерашним или завтрашним днем, в нашем спектакле звучит: «Живите сегодня! Живите сейчас!». Странно звучит, но мы разучились это делать: мы живем либо прошлым, либо будущим, а надо жить моментом, ведь счастье — это то, что происходит сейчас, и для этого не надо ждать лучших времён, — утверждает режиссёр.

Для работы над спектаклем Вера Анненкова, как и в случае работы над «Лесом» привезла в Орёл свою любимую, сложившуюся команду: художник по костюмам Клёна Родкевич, художник-сценограф Сергей Тимонин, художник по свету Антон Юдаков, видеомэйкинг — Михаил Маликов. Отметим, что в пьесе Беккета имеется много подробных ремарок, касающихся декораций и окружающего сценического пространства, поэтому, как призналась Анненкова, создателям спектакля не было предоставлено простора для собственной фантазии. Зритель увидит картину мироздания, деревья, камни. Совершенно неземной, невозможный мир создаст свет в спектакле. Художник по свету Антон Юдин приоткрыл секрет предстоящей премьеры, и рассказал, что после первого звонка зритель будет заходить уже не в зрительный зал, а в нереальный, абстрактный мир. Но всё-таки главный акцент будет на персонажах спектакля. Здесь, по словам режиссёра, ничто не должно отвлекать от сложного клубка взаимоотношений героев.

Исполнитель роли Владимира Валерий Лагоша рассказывает, что пришлось немало потрудиться, чтобы найти стержень взаимоотношений с другими персонажами. Актёр рассказал, что вместе с супругой и партнёршей Маргаритой Рыжиковой они не спали ночами в поисках этого самого стержня.

— Впервые в жизни я волнуюсь перед премьерой, — признаётся Валерий Лагоша. — Здесь каждое слово — это ключ к следующей фразе, нельзя пропустить или нарушить порядок. Чёткая структура здесь очень важна. В нашем спектакле не будет такого, когда зритель сидит и не понимает, что и для чего сказал актёр.

Премьера спектакля «В ожидании Годо» состоится 15 ноября, в 18.00. Не забывайте, что театр надо посещать обязательно в маске!

12.11.2020

Автор: Марьяна Мищенко

Источник: Орёл-регион

Купить билет