«Свободное пространство»: в поиске решений и смыслов

Марина Теплова в интервью журналу «Региональная Россия» рассказала о жизни и планах театра

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» сравнительно молод, ему чуть больше 40 лет, но его заслуги обязывают сохранять все лучшее, что было накоплено за прошедший период.

Вместе с тем это театр молодежный, синтетический, современный, актуальный. О том, чем сегодня живет и дышит этот творческий коллектив, рассказывает директор Марина Теплова.

Театр живет новыми спектаклями

И для него нет ничего хуже, чем рутина и скука. В театре хорошо, когда трудно, ведь для актера работа над ролью – это всегда преодоление себя. К тому же каждый спектакль – это новый мир, а значит, невозможно придумать универсальный алгоритм для создания образа. Если в театре по-хорошему трудно, значит идет настоящий творческий процесс.

Сейчас в нашем театре – эпоха перемен. Связано это со сменой руководства. Для нас это серьезное испытание, и труппа проявила себя как самостоятельный, решительный и сплоченный коллектив. Это важно. Значит, мы движемся вперед, можно смотреть в будущее и определять цели.

Наша цель – сохранить дух театра, тот высокий художественный уровень, который всегда отличал спектакли «Свободного пространства». У нас не просто городское здание, у нас храм искусства, дом, в котором главное – люди. Труппа театра единый, живой, творческий организм. Это свободная и жизнерадостная молодость, требовательная и ответственная зрелость, благородный и мудрый опыт.

Наш зритель – молодой, думающий, энергичный, требовательный. И мы обязаны быть современными, дерзкими, выразительными и умными. Соединив многие творческие методы и театральные школы, коллектив осваивает новые актерские техники. При этом труппа владеет такими навыками, как танец, вокал, пластика, акробатика, эксцентрика. В спектаклях переплетаются разные направления – от кукольного до поэтического, от эпического до постмодернистского. Наш творческий путь – это разнообразие, и мы стремимся быть живым театром.

42-й сезон богат на премьеры

В рамках федерального проекта «Театры – детям» партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» нашему театру выделяются средства на укрепление технической базы, творческую и гастрольную деятельность, что позволяет значительно улучшить качество спектаклей и повысить интерес юных зрителей к театральному искусству. Масштабный спектакль («Лес») соседствует с малой формой («Двое на качелях»), притча для подростков («Зимы не будет») с музыкальным аттракционом («Кошкин дом»), сложный философский спектакль («Тот, кто получает пощечины») со спектаклями для маленьких зрителей («Сказки на чердаке»), необычное прочтение классики («Фокстрот 12 стульев») с музыкальной сказкой («Как у зимы лютой сердце появилось»). При поддержке областного правительства до конца сезона планируется провести два фестиваля: впервые пройдет фестиваль патриотической направленности «Крылья победы» и IX Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI».

Девиз «Свободного пространства» в этом году: «Театр – это модно!» Мы реализуем целый ряд проектов, которые позволяют зрителю глубже окунуться в театральную жизнь, ближе познакомиться с артистами. Четыре инициативы прошлого сезона: «Добрый вечер, зритель!», «Идем в театр всей семьей», «Листая старые афиши» и «Предпремьерное пространство», уже успели полюбиться зрителям и продолжают реализовываться и в этом сезоне.

Кадры решают все

В целом все трудности, с которыми мы сталкиваемся, вполне преодолимы. Есть, правда, кое-что, что может стать серьезной проблемой в будущем. Это кадры. Остро стоит вопрос по таким должностям, как помощник режиссера и заведующий постановочной частью. Брать без образования нельзя, а обучать – это время. А кто будет работать сегодня? Откуда брать актеров провинциальным театрам? В театр на эту должность можно принять только человека со специальным образованием, а основные учебные театральные учреждения находятся в «столицах». При этом распределения выпускников нет. Что сегодня заставит молодых актеров покинуть большой город и поехать в провинцию? Несмотря на мастерство и профессионализм, соревноваться со столичными театрами практически нет возможности – ни по деньгам, ни по концентрации талантливых режиссеров, которых провинциальные театры не могут пригласить в связи с размером гонораров. У нас зарплаты невелики, бесплатного жилья нет. Сегодня региональные институты культуры, которые были источником кадров для многих театров, либо закрывают актерские курсы, либо вводят плату за обучение, что делает эту область менее доступной.

Создание спектакля – это не изготовление ботинка

Здесь нет лекала. Это творческий акт со множеством переменных. Театр сложнее других видов искусств потому, что здесь как нигде важен человеческий фактор. Здесь творит человек, говорят о человеке посредством человека. Поэтому, когда требуется составить подробную смету будущего спектакля, возникает ощущение, что тот, кто это придумал, вообще не знает, как создается спектакль. Сколько раз художник может начинать картину заново, сколько исписанных листов перечеркивает поэт или композитор? Почему же от театра требуется творить сразу на чистовик? Невозможно точно оценить процесс до начала самого процесса. Замысел спектакля может меняться не один раз. Хочется, чтобы те, от кого зависит финансирование театра, понимали это и учитывали.

13.05.2019

Источник: Региональная Россия

Купить билет