Театр — центр культурного притяжения

Марина Теплова — яркий пример современного руководителя, сочетающего творческое видение с управленческой эффективностью

Её знают как женщину-лидера, капитана корабля со звучным названием «Свободное пространство». Этот театр она возглавляет уже девять лет и сумела создать такой уровень, что и столичные гости с восторгом отзываются об орловских спектаклях.

От «винтиков» до вдохновения

Марина Викторовна прошла впечатляющий профессиональный путь — от преподавателя музыки до тележурналиста и руководителя телерадиокомпаний.

«Родители так заложили с детства: за что бы ты ни брался, что бы ты ни начинал, ты должен изучить это досконально. То есть добраться до самых, что называется, винтиков, и понимать, о чём ты говоришь и что ты делаешь. Поэтому, когда я пришла работать в театр, окунулась в процесс с головой. Старалась понять специфику работы каждого цеха».

Этот подход помог ей осознать: театр — сложный механизм, где важна каждая деталь. Она убеждена, что успех постановки зависит не только от актеров, но и от слаженной работы всех специалистов — от художников по свету до бутафоров.

«Не люблю слова „винтик“ по отношению к людям, но в данном случае оно образно дает представление о нашей работе. Если что-то где-то засбоит или зашатается, то рухнет вся конструкция. Весь театр держится на наших профессиональных „винтиках“. Они — основа основ. Вы можете представить спектакль „Сон в летнюю ночь“ без света? А мюзикл „Алые паруса“ без звука? А что будет, если в трагикомедии „Поминальная молитва“ Тевье не принесет Голде подсолнух, потому что его забыл положить реквизитор? Утверждение, что „хороший актер сыграет на коврике“, несомненно, имеет право на существование. Но, согласитесь, мы все любим, когда музыкально, когда феерично. Поэтому — только слаженная команда. Без нее — никак».

Особое внимание Марина Викторовна уделяет формированию коллектива. Работа с творческими людьми требует особого подхода.

«Надо уметь слушать и слышать, — считает Марина Викторовна. — Конечно, еще и уметь убеждать, конструктивно отстаивать свое мнение. Но все-таки первое — это слушать. Дайте возможность человеку высказаться, и вам не придется ломать голову: „что и когда пошло не так“. Кроме того, нельзя всех равнять под одну гребенку. Поэтому директор — это еще и психолог».

При этом она сознательно дистанцируется от репетиционного процесса, чтобы сохранить свежесть восприятия.

«Открою секрет: я не хожу на репетиции. Я читаю пьесу, знаю режиссерскую концепцию, слежу за работой цехов, чтобы все было сделано вовремя. В моем кабинете есть большой экран, где идет трансляция со сцены, иногда я подглядываю туда, но намеренно не включаю звук. Но как это в итоге воплотится на сцене, как спектакль примут зрители — не знаю. Такая фрагментарность не дает мне полной картины, поэтому, идя на первую сдачу, а потом премьеру, волнуюсь не меньше, чем актеры. Но я настолько верю в их талант, что нисколько не сомневаюсь в успехе».

Финансирование и проекты: между креативом и сметами

Как бы то ни было, но одним вдохновением жить не будешь. Успех директора — это еще и найти дополнительное финансирование не только на постановку спектаклей и реализацию многочисленных проектов, но и на ремонт здания, закупку нового оборудования.

«Бесценна помощь нашего учредителя — Департамента культуры Орловской области». Наталья Петровна Георгиева, руководитель Департамента, всегда поддерживает все наши начинания, творческие эксперименты, культурные проекты. В Департаменте отлично понимают, что достижения театра — это успех всей культурной составляющей нашей области«.

Важной частью работы стало участие в федеральном проекте партии «Единая Россия» «Культура малой родины», позволившем модернизировать театр. Благодаря этому появилось современное мощное световое и звуковое оборудование, свой автобус для гастрольных проектов, новые кресла в зрительном зале, сценические костюмы, микрофоны и созданы уже 22 спектакля, получившие признание и высшие награды на престижных театральных фестивалях.

Сегодня театр предлагает зрителям 46 постановок разных жанров, сочетая традиции и новаторство.

«Наш зритель — молодой, думающий, требовательный. И мы обязаны быть современными, дерзкими, выразительными и умными. Соединив многие творческие методы и театральные школы, коллектив осваивает новые актерские техники».

Марина Теплова доказала, что провинциальный театр может быть успешным. Ее подход объединяет художественный поиск, эффективное управление и социальную миссию.

«Театр — это не только искусство, но и откровение. Он дарит не просто эмоции, а помогает обрести гармонию и найти ответы на вопросы — о мире, о людях, о нас самих. В его свете мы видим то, что скрыто в повседневности: наши страхи, мечты, истинные желания. Это диалог со зрителем, где каждый спектакль — новое понимание жизни и себя», — резюмирует директор.

29.05.2025

Источник: журнал «Флагман»

Фото

Купить билет