Об особенностях спектакля — в этом материале
13, 14 и 20 сентября театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» покажет премьеру — 42-й творческий сезон откроется постановкой по пьесе Л.Н. Андреева «Тот, кто получает пощёчины».
«Андреев знакомый и неизвестный»
Так называется совместный проект театра «Свободное пространство» и Дома-музея Л.Н. Андреева. Его цель — популяризация творчества классика, писателя-орловца. Центр проекта — сама постановка пьесы Андреева 1915 г. «Тот, кто получает пощёчины». Музейное окружение — это выставка андреевских автохромов, подлинных вещей и документов из орловского Дома литератора в фойе театра, цикл лекций для школьников по творчеству Андреева. Словом, музей и театр сближаются, обмениваются аудиторией и углубляют знания тех, кто придёт приобщиться к искусству.
Дом-музей Андреева нашёлся сам
Андрей Дежонов (творческий псевдоним) привёз в Орёл на фестиваль «LUDI» постановку «Коломбина», которую он реализовал в Национальном театре Карелии, где является главным режиссёром. Зрителю оригинальная абсурдистская вещь понравилась. А Дежонов присмотрелся к орловскому театру и предложил его худруку и артисту Валерию Лагоше свою идею. Тот оценил намерения режиссёра — работать с чистого листа, без готового сценария в голове и без чёткой сценографии.
Так что спектакль, который увидит Орёл, не привозной — он рождался у нас в городе.
Ноги сами довели Дежонова маршрутом Андреева от здания бывшей мужской гимназии, где учился классик, мимо церкви Михаила Архангела, где его крестили, к дому на Пушкарной, где он жил и где теперь обосновался музей. Здание на ремонте, но директор музея была благосклонна и организовала Дежонову экскурсию, рассказала много интересного о личности и творчестве Андреева. Уже в конце августа, когда музей отмечал очередной день рождения Андреева, Андрей Дежонов открыл для себя имя известного литературоведа Леонида Афонина. Так что в Орле сама собою создалась аура для прочтения андреевского текста.
Всего у писателя-орловца около 30 пьес, но та, что ставится, — «Тот, кто любит пощёчины», — более других интересует режиссёра. Своей сложностью, прежде всего. И возможностью современного прочтения Тота.
Жизнь как Цирк
Жанр спектакля обозначен как «цирковая мистерия». В самой пьесе много мифотворчества, загадок, решать которые режиссёр, артисты и зритель будут все вместе. По сюжету, действие происходит в одном из больших городов Франции. На сцену выведены артисты и артистки цирка папаши Брике. Кто эти персонажи и так ли они однозначны?..
Из аннотации к спектаклю:
... Публике, помимо хитросплетений сюжета, предстоит разгадывать множество загадок, предложенных драматургом. Что на самом деле представляет собой цирк папаши Брике? Кто на самом деле этот господином с грустными глазами, который как залетный ангел, будет давать всем глубокие, но бесполезные советы? Каково быть богиней под мишурой наездницы? Словом, зрителю предлагается своеобразный театральный квест, для разгадки которого может понадобиться не только знание творчества Андреева, но и мифологии.
Влюбленные наездники, роковая укротительница львов, прожигающие жизнь бароны и графы... Анатомия страсти, накаленная атмосфера, излом чувств и ситуаций... все смешалось под шатром старого цирка...
Дежонов проводит параллель между историей человека, с некогда высоким социальным статусом, сознательно пришедшего в цирк в качестве «клоуна для битья», для искупительной цели, с судьбой академика Сахарова, создателя водородной бомбы, впоследствии отчаянно призывавшего власти запретить его изобретение.
Художник-постановщик Арина Слободяник, профессиональный сценограф и театральный дизайнер, намеренно ушла от изображения цирковой арены. Настоящий цирк, печальный и весёлый одновременно, в его гротескном исполнении — это наша с вами Жизнь. В творческой работе художник, как она сама признавалась, опиралась, в том числе, на интерпретацию традиций Ф. Феллини.
Сшитый грим авторской работы
Много чего в постановку привнесли сами артисты. Например, Валерий Лагоша за четыре часа дома на швейной машинке сшил для себя... грим. Да, именно как элемент костюма. Просто между сценами нет времени на то, чтобы накрасить лицо, поэтому был найден такой выход. То, что получилось, Арина Слободяник включила в оформление афиши. Сам Валерий Лагоша (играет Тота, клоуна в цирке Брике) признался, что роль для него глубока — «копать и копать».
Музыка, которую услышит орловский зритель, не менее сложная, чем сама постановка. Над звуковым оформлением работал друг режиссёра, композитор Кирилл Михалев. Несколько композиций музыкальные артисты театра исполняют сами.
Федеральная помощь
Спектакль нашёл поддержку партийного проекта «Единой России». Проект «Театры — детям» помогает трём спектаклям орловского театра для детей и молодёжи «Свободное пространство», в том числе и постановке, о которой идёт речь. Федеральные средства пошли на оплату авторских гонораров занятых в работе режиссёра, художника, композитора.
Как сегодня интерпретируют драматурга-новатора Андреева (создал новый театр — «пан-психе»), каким режиссёр и артисты увидели мир-цирк, узнаем на премьере. Следите за афишей и нашими публикациями.
06.09.2018
Автор: Ирина Крахмалева
Источник: Городской портал InfoOrel.ru