Сегодня в «Свободном пространстве» состоится юбилейное торжество, посвящённое 30-летию театра
История театра полна знаменательных событий, она хранит яркие имена, каждое из которых в своё время становилось памятной эпохой.
Орловский ТЮЗ (первое имя театра) родился в конце 1976 года. Основателем и главным режиссёром в течение восьми лет был Юрий Копылов. Он приехал в Орёл вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актёров-единомышленников из Красноярска. К ним присоединилась группа выпускников Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и молодой режиссёр Борис Цейтлин.
Уже первые спектакли Ю. Копылова и Б. Цейтлина («Жестокость», Колонисты«, «Двенадцатая ночь», «Алые паруса», «Стеклянный зверинец» и др.) вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов. Это были талантливые работы, соединявшие оригинальные режиссёрские решения, необычную сценографию, яркие актёрские индивидуальности. Многие зрители по сей день помнят Д. Евстафьева, В. Кушнарёва, Е. Успенскую, Ж. Хрулёву, А. Поляка и других.
Оценили театр и критики, появились положительные рецензии в столичных газетах и журналах, коллектив получил ряд призов на всесоюзных театральных смотрах. Однако местному партийному начальству спектакли казались слишком смелыми и жёсткими. Споры вокруг ТЮЗа закончились тем, что команда творческих лидеров покинула Орёл...
Возрождение и новый яркий период творческого развития театра начались с приходом в 1987 году нового главного режиссёра — Александра Михайлова. Первой серьёзной заявкой стал спектакль «Адам и Ева» по пьесе М. Булгакова.
С тех пор созданы десятки интереснейших работ. На смену сценическим звёздам первой волны пришли новые поколения талантливых актёров. Кажется, ещё недавно учились театральным премудростям у зрелых мастеров — М. Соколовой, И. Гольтяпина, В. Трахтенберга, А. Ващенко — молодые М. Рыжикова, В. Лагоша, Н. Исаева, Е. Шигапова. И вот они уже сами со званиями и учениками, они — гордость и украшение театра; звёзды, излучающие свет неповторимого стиля и шарма.
Некоторые актёры попробовали себя в режиссуре — И. Черкашин, Н. Рожков. И у них получилось!
Театр, выбравший себе имя «Свободное пространство», стал любимцем у зрителей, которым по душе искусство живое, развивающееся, удивляющее. Само название театра определяет принципы его работы — свободу творческого поиска, эксперименты в репертуарной политике.
Удачным экспериментом стало совместное с Орловским институтом искусств и культуры создание в 1996 году первого актёрского курса, выпускники которого гармонично влились в высокопрофессиональную труппу театра. Заметной страницей останутся спектакли «Фиалка Монмартра», «Вестсайдская история» и другие. У «первенцев» — С. Нарышкиной, М. Дёминой, М. Артемьева, С. Иванова — за плечами уже солидный багаж серьёзных ролей.
Свежих красок в палитру труппы и ярких музыкальных нот добавили выпускники второго курса — Д. Зайцев, А. Кивайло, Д. Литвинцев и другие. И вот уже третий по счёту актёрский курс постигает тайны театральной профессии и участвует в постановках.
Второй год подряд сезоны «Свободного пространства» проходят под знаком европейской драматургии. Прошлый сезон был итальянским, нынешний — французским. Театр снова экспериментирует, снова интригует зрителя. И, главное, дарит ему ощущение праздника. Это вовсе не означает, что спектакли носят лёгкий, чисто развлекательный характер, в «Свободном пространстве» есть место и глубокой трагедии, и загадочной притче.
Просто общение с настоящим искусством всегда праздник. Так что с праздником, дорогие зрители! С юбилеем, любимый театр!
30.03.2007
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда