В этом году Орловскому театру для детей и молодежи «Свободное пространство» исполняется 45 лет

К «Свободному пространству»: Валерий Лагоша и Маргарита Рыжикова об эпохе театра Михайлова

В 1976 году он начал свою работу как театр юного зрителя. В 1987 году художественным руководителем театр стал Александр Михайлов, проработавший в этом статусе здесь 30 лет. К 1990 году ТЮЗ перерос сам cебя и стал открытой для театрального эксперимента площадкой, официально закрепив за собой название «Свободное пространство».

О тех временах и атмосфере начала и середины 90-х в театре вспоминают супруги, Заслуженные артисты России Валерий Лагоша и Маргарита Рыжикова, которые дарят себя зрителям «Свободного пространства» вот уже 30 лет.

Их самые яркие воспоминания тех времен — о масштабных гастролях, на которые активно ездил тогда обновленный, как говорят артисты «Михайловский», коллектив. Испания, Турция, Израиль, США — лишь часть тех воспоминаний. И все они — на страницах семейного альбома супружеской четы, заглянуть в который сейчас сможешь с нами и ты, читатель.

Рассказывает Валерий Лагоша:

— Это лихие 90-е, когда в стране было сложно, но в этом театре почему-то было все очень хорошо, и мы часто выезжали на гастроли.

Я пришел сюда в 1991 году. В 1992 году мы сразу едем в Сан-Франциско и в Саннивейлл, в Калифорнийский театральный центр. Там мы играли на английском языке «Рикки-Тикки» («Великая война Рикки-Тикки-Тави» — прим. ред.). Я никогда не забуду эту девочку с косичками в первом ряду с мороженым. Во время просмотра она забыла о нем, и то просто стекло у нее по коленкам.

В другую поездку в США мы играли «Белого Клыка». Тогда к нам осторожно отнеслись — русские привезли пьесу про волков, что они там, на четвереньках бегать будут? Но когда зрители увидели хореографию, акробатику, то поменяли мнение.

Ездили на Аляску — край земли. Там был интересный случай. На первом спектакле зрителя практически не было, но затем в анкориджской газете появилась статья, что после спектакля русских все бродячие собаки пропали с улиц — их разобрали по домам. Народ пошел нас смотреть.

В Америку ездили трижды.

Премьеру «Белого Клыка» мы играли в Калифорнии, на английском. В Сан-Франциско нас попросили сыграть на русском для русской общины. Мы все переругались — никто не помнил, как этот материал играть на русском. Вспоминали вместе.

Испанию мы проехали вдоль и поперек. Там тоже показывали «Белого клыка» и «Рикки».

— Испанский для нас был более сложный. Если на английском что-то где-то слышали, то здесь... В испанском много диалектов, — вспоминает Маргарита Рыжикова. — Как-то в Испании мы играли спектакль в школе. Там была мертвая тишина в зале. Мы испугались, что что-то неправильно говорим. Отыграли спектакль, уходим со сцены. И вдруг — взрыв эмоций — дети топают, кричат. Как оказалось потом, кричали «еще». Выяснилось, что дети сдерживались весь спектакль, потому что перед показом их предупредили — ведите себя тихо, чтобы актерам, было легче играть на испанском.

— В Мадриде решили зайти в музей Прадо, посмотрели картины. У нас была пьеса «Дурочка». Там был текст «А где сойтись решили? В парке Прадо, у августинского монастыря». Мы все искали этот парк, решили, что это он, — продолжает перелистывать фотоальбом Валерий Евгеньвевич.

Ездили в Израиль, Турцию.

А вот Гефсиманский сад в Израиле. Позади нас олива, на которой якобы повесился Иуда.

А это Тель-Авив, аэропорт.

В Израиле таже играли «Белого Клыка».

Гастроли были практически каждый год.

— Это было ощущение свободы. Людям, конечно, было трудно. Но работа нас поглощала, и творчество спасало, — вспоминает Маргарита Рыжикова. — Что нас затрагивало — отсутствие денег, еды. Последнее мы практически не ощущали, были молоды. Правда, на репетициях «Клыка», где очень много движения, драк, мы периодически останавливались из-за того, что кружилась голова, от голода.

В наших альбомах огромное количество фотографий — спектаклей, поездок (желающие могут увидеть еще больше снимков — на странице Валерия Лагоши во ВКонтакте — Прим. ред) . Но самое главное — это два легендарных спектакля «Свободного пространства» тех времен — это «Великая война Рикки-Тикки-Тави» и «Белый Клык», с которыми мы объехали много стран.

Мы, конечно, сильно уставали. Постоянные переезды. Иногда, просматривая эти фотографии, я вижу свое лицо перекошенное и удивляюсь — мы здесь были. Впечатлений море и прежде всего от единения, которое нас связывало. Мы делали одно общее дело. Была команда, которая состояла из 10-12 человек — мобильного костяка. Мы сами себе ставили декорации, гладили костюмы, Александр Алексеевич Михайлов мог сесть на музыку и вести спектакль. Была атмосфера студийности. Это действительно была эпоха театра Александра Алексеевича Михайлова. Была придумана история со «Свободным пространством». Мы были открытые — к нам много людей приезжало: голландцы, калифорнийский театр, испанцы.

Казалось, что мы существуем в состоянии фургончика, быстро перемещающегося, существующего в многообразии пространств. И это не ностальгия по молодости. Актерам нужно перемещаться, чтобы посмотреть, что делают другие. Все это подпитывает тебя, позволяет объективно себя воспринимать.

Театр существует помимо нас, неважно есть мы или нет. Тогда был театр Александра Алексеевича Михайлова, и он попал во время, совершил выход за пределы нашей страны. Мы попали в эту волну, смогли что-то показать, сделать. Сейчас, к сожалению, на большие гастроли выезжают именитые театры или же те, у которых есть деньги, богатый спонсор. А тогда это было иначе — из какого-то провинциального театра, но при этом здорово и на высоком уровне. Когда мы приезжали на фестивали, нам говорили: какая у вас классная команда. Это высшая похвала для любого театра.

— Можно спорить о том, какой Михайлов режиссер, руководитель, но он действительно создал команду. Это самое главное. Он собрал нас, — убежден Валерий Евгеньевич. — И если говорить про Михайловский театр, стоит упомянуть, что мы дошли до Кремля, куда уж дальше. Получили премию «Скрипач на крыше» за спектакль «Биндюжник и король».

— Вообще если есть хороший материал, если есть человек, который пришел с идеей и заразил тебя, ты отдашь этому все. Сейчас для нас такой материал «В ожидании Годо». Был рожден в муках. И до сих пор перед каждым спектаклем находим в нем новое, что-то переделываем, пересматриваем, — рассказывает артист.

— Важно, чтобы все совпало: режиссер, материал, актеры. Все это должно не просто совпасть, но и попасть во время, — уверена Маргарита Валентиновна.

Какие же счастливые совпадения ждали театр в нулевых? Об этом через призму воспоминаний еще одной семьи артистов «Свободного пространства» расскажем в следующем нашем интервью.

15.12.2021

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Фото

Купить билет