В преддверии его открытия мы беседуем с художественным руководителем театра Сергеем Пузырёвым
— Сергей Викторович, каким спектаклем театр откроет очередной сезон и что от него ждать зрителям?
— Открываемся мы мюзиклом «Яга». Если говорить о планах, то знакомая нашему зрителю Вера Анненкова уже репетирует музыкальную сказку «Щелкунчик», и параллельно я работаю над «Ромео и Джульеттой» Шекспира. Этот спектакль планируем сдать к началу декабря. Дальше в планах также пьеса Николая Коляды «Баба Шанель» и «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина. Конечно же, для маленьких детей к Новому году на малой сцене у нас также будет сказка и, естественно, интермедия перед новогодним спектаклем.
— Зрители обратили внимание в конце прошедшего сезона на то, что в труппе много новых лиц, молодых актёров и актрис, ваших студентов в том числе. Как влилась в организм театра молодая кровь?
— Если говорить о студентах, то они ещё учатся, у них начинается третий курс, и их выход на большую сцену — скорее пробный. Какие-то существенные роли пока что стараемся не брать. Но сейчас мы понимаем, что труппа взрослеет и совсем юных практически не осталось. Но в некоторых произведениях присутствуют юные персонажи, совсем подростки, как в «Ромео и Джульетте». Мне кажется, что новые лица в труппе всегда интересны. Другой вопрос, насколько они подготовлены, талантливы, органичны. Это уже судить зрителю. Пока провалов не было. Вот сейчас они выпустили курсовую работу — на малой сцене состоялись первые показы спектакля «Чёрная курица» по повести Погорельского. Пришли хорошие молодые артисты — Иван Беликов, Данила Маскаев, Владимир Никулин, Илья Благовидов. Как раз в конце прошлого сезона они все так или иначе были заняты в спектакле «Маленькие трагедии». Ту задачу, которую я ставил им как режиссёр, они выполнили. Мне кажется, это дало им возможность роста, и в дальнейшем в этих спектаклях они будут совершенствоваться. Мне нравится молодёжь, которая у нас сейчас есть. Надеюсь, они не будут себя копировать из роли в роль. Плюс есть ещё задача — частично снять нагрузку с основных актёров, потому что мы играем по двадцать пять спектаклей в месяц, и в основном заняты одни и те же актёры. Плюс параллельно идут репетиции, поэтому хочется создать равновесие. Вот ещё причина, почему появилась молодёжь.
— В «Свободном пространстве» будет уже третья интерпретация спектакля «Ромео и Джульетта», которую от предыдущей постановки отделяют 14 лет. Каким он предстанет на этот раз — классическим или экспериментальным?
— Ну, с компьютерами, телефонами и другими признаками современности, это вряд ли. Может быть, уйду больше во вневременную абстракцию, потому что, думаю, подобная история не сильно от времени зависит. Хочется немножко мифологизировать эту историю, сделать её вне времени. Важно, что там за люди и что с ними происходит, а где, когда — не столь важно.
— На какую драматургию лучше отзываются артисты?
— Так получилось, что современная драматургия, которая писалась пять лет назад, перестала быть актуальной. Всё слишком быстро меняется. И мы обращаемся к классике, потому что это вневременная драматургия. Есть тяготение к классическому репертуару, и переосмысление его — как бы попытка уйти от стереотипического взгляда на классику. Это очень трудно, особенно когда это такая классика, как «Ромео и Джульетта», которую сто пятьдесят раз ставили и которую все видели. Даже в нашем театре этот спектакль ставили два раза. В данном случае мне больше интересно, как подать Шекспира современному человеку, как современный подросток или молодой человек эту историю, которая ещё и в стихах, сможет услышать. Ведь он должен узнавать себя, свои проблемы. А они, по сути дела, если убрать всю техническую сторону, такие же: о том, что взрослые не понимают, о том, что это любовь навсегда, и «лучше я умру, чем нас разъединят». Там такие вещи, которые в 14 лет ты чувствуешь и понимаешь абсолютно, и не важно, какой век — 16-й или 20-й. Хочется современному человеку помочь услышать классику, чтобы он мог понять, почему он должен вообще это сейчас читать и слушать. Если правильно найти камертон, мелодию произведения, то, скорее всего, человек будет понимать это. А мы, как деятели культуры, должны создавать этот мост — от классического наследия к нашим современникам. Мы в конце концов пытаемся вспомнить ту любовь, которая в 14 лет происходит. Для нас всех первая любовь остаётся одним из ярких впечатлений всей жизни. Кто-то, увидев наш спектакль, будет узнавать себя сегодняшнего, а те, кто повзрослее, вспоминать свою молодость и думать: «Какие же мы были настоящие!» Потому что тут искренность и открытость, а мы чаще всего именно это в себе предаём — предаём в себе Ромео и Джульетту, тех себя, когда мы только входили в мир. Потому что потом приходят опыт и мудрость, мы уже всё понимаем, никуда не торопимся, умеем терпеть и принимать какие-то очень правильные решения...
— А не скучно ставить настолько известную классику?
— Очень многие вещи как бы открываются заново. Мы сами меняемся, мир вокруг нас меняется. А ещё такие великие пьесы настолько объёмны, что очень трудно сразу проявить все линии, что там есть. А у Шекспира все произведения многотемны, и нужно быть великим режиссёром, чтобы сразу всё, весь замысел, схватить и объять. В данном случае литература намного больше, чем вмещает спектакль.
— Какие истории больше всего привлекают зрителя?
— Больше сказки типа «Обыкновенное чудо», такие полумифы, где обязательно есть любовь, музыкальные спектакли. Это ведь очень интересно — слышать звуки мира героев. Зрители любят романтическое, смешное и трагическое. Был момент, когда хотелось зрителю «про сейчас», сегодня в отличие от начала 2000-х очень плохо смотрят чернуху и бытовуху. Сегодня зритель хочет немножечко иного, чтобы прийти в театр и попасть в другое измерение. Даже если это страшная сказка с грустным финалом. Но зритель не хочет уйти со спектакля угнетённым и раздавленным, ему интересно разгадывать сложные и загадочные спектакли. Вот почему так популярна «Яга» — всё сошлось: мифологическая основа, музыка, любовь, страсть, тяжёлый, правдивый финал.
— Сергей Викторович, какова ваша гастрольная история?
— 4-8 сентября были на фестивале уличных театров в Белореченске, Краснодарский край. Впервые вывозили один из «дворовых» спектаклей — «Лишь бы не было войны»...
Уже известно, что в ноябре труппа отправится в Саратовскую область с большими гастролями, а затем в Самаре поборется за престижную премию «Музыкальное сердце театра», представив спектакль «Яга».
10.09.2024
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда