В Орле даже Яга встретит свою любовь

В орловском театре «Свободное пространство» 47-й по счёту сезон открылся сказочно

Мюзикл «Яга» ни на что ранее виденное не похож. Действие завораживает, сценическое пространство поражает игрой красок, света и тени; сюжет до конца держит в напряжении, артисты удивляют пластикой, вокалом и глубиной прорисовки образов.

Зрителю словно предложили машину времени, которая переносит во времена доисторические, когда между людьми ставились заборы, а между мирами живых и мёртвых пролегали мосты... Когда одним добрым поступком можно было и развязать узелок судьбы, и отсрочить время. Когда всеведущие боги были слугами народа. А народ был такой же разный, как и сейчас: то красивый в трудах и в любви, а то скорый в назначении виноватых в собственных несчастьях; бездумно жестокий к тем, кто почему-то не вписался в привычную матрицу.

Коварство и любовь

Фолк-мюзикл ведёт полный драматизма сказ о том, как всем знакомая баба Яга была юной девушкой, а трагические обстоятельства её жизни могли бы слабого человека превратить не только в изгоя, но и в негодяя. Другого, но не её. Яга «звонкая да тонкая, но сила в ней невиданная».

Противостояние двух сильных женских характеров никогда не бывает скучным. Вот Забава — княжеская дочь (ведущая актриса театра Ольга Виррийская), вся в белом, вся в кружевном, батюшкины подданные ловят каждый её взгляд, каждое слово, а где её счастье? От скуки — её безуспешные попытки разукрасить серые будни. Злое сердечко подсказывает как: унижением безропотного, преклонением зависимых. Ум изворотливый, гораздый на каверзы, колеблемый страстями внесёт в отношения кровожадность, откуда не ждали. Если власть развращает, то абсолютная власть — развращает абсолютно.

Актуальности сюжету придаёт и то, что девушки заневестились, о любви, о женихах втайне мечтают, но не видят вокруг достойных.

«Где богатыри?» — вопрошает в пустоту жемчугами да каменьями сияющая Забава. И тут же попирает верную любовь Буяна (в этой роли всегда убедительный Сергей Козлов).

«Добрых молодцев здесь не вижу», — в гневе выносит свой приговор затравленная всеми Яга-хромоножка (Елена Симонова, для которой спектакль практически стал бенефисом).

Объект для травли выбран молчаливым большинством, странно-диковатую и беззащитную девушку с физическим изъяном норовит обидеть каждый: «Кожа да кости — краше на погосте»! Не злые ж люди, но в толпе градус спонтанной жестокости обычно растёт.

Оба характера даны в развитии, актрисам есть что играть, как проявить свои таланты. Если гонимая всеми Хромоножка — осмеянная, изгнанная, — пройдя через серию доисторических пластических операций (мистического свойства) превращается в ведунью-экстрасенса, то самовлюблённая и капризная Забава, массово поддерживаемая услужливой толпой, — полный её антипод, — шаг за шагом становится мстительной фурией, готовой на самое страшное преступление.

Авторы постановки заостряют внимание зрителя на теме обманчивости внешнего вида человека и богатых одежд. Вот Забава в белом, кружевном, из дальних стран привезённом. Да в не как у всех, а наособицу! А молодая Яга, дочь мельника, — в простом и домотканном. Но, как и положено в сказочном сюжете, белые одежды скрывают гордыню заоблачную, непомерное тщеславие («с Богом породниться!»), корыстолюбие и чёрные мысли. А затрапезный вид Хромоножки — широкую душу, полную сострадания и милосердия («Душа её юная, как лесной ручей чистая»).

Перед нами вполне житейская история простушки, которую предпочтёт завидный жених, но с неожиданным финалом. «На каждое хотение нужно терпение...».

О чём ещё этот спектакль?

Зритель радостно откроет для себя, что беспроводной интернет, мышку, Алису и ноутбук открыл не Стив Джобс, а наши дохристианские предки, когда яблочко бегало по тарелочке и в картинках с полной достоверностью показывало даже не то, что было, а то, что случится в будущем. И с волшебной гарантией. В общем, не яблочко на серебряной тарелочке, а ЕГРЮЛ, ЕГРН и МФЦ в одном флаконе. «Скрытое — открой, тайное — покажь!».

Кстати, сокровенное знание в постановке — не дар, а, скорее, испытание: коль скоро судьбой назначенное не обойдёшь-не объедешь, вот и нет смысла её пытать гаданием! Так звучит бетховенская тема судьбы, которую можно разве что умилостивить добрыми делами, прощением врагов и гонителей своих...

«Обязанность богов — желания мирские исполнять».

Эти слова произносит Велес — повелитель трёх миров: Яви, Прави и Нави, который единственный может беспрепятственно находиться и там, и тут. А то окажется вместе с любимой на волшебном Калиновом мосту у речки Смородины. Фактически, в Междумирье. Место это знакомо каждому малышу по сказкам о богатырских схватках Светлых Сил со Змеем-Горынычем. При этом герои мюзикла борются вовсе не с трёхголовым чудищем, а с самими собой, со своим внутренним Змеем-искусителем. В результате оказывается, что работа души над собой — это в жизни и есть самое трудное!

«Обязанность богов — желания мирские исполнять!», — объяснит Велес причину своего появления в богатом княжестве. Сытое брюхо не только к учению глухо, но и чужие страдания плохо слышит. Увы, аксиома. Покровитель домашнего скота пожалел животных, которых люди приносили в жертву без счёта, формулируя свои желания. Кто-то из поклонников тренингов личностного роста, услышав это, закивает: мол, да-да, нам это знакомо! «Главное — смелее вперёд! И визуализируй образ-то! Думам своим преград не ставь — и будет тебе счастье!».

Но в этой волшебной сказке всё не так, как в нашей фантастической реальности. Здесь верна иная молва: «Бойтесь своих желаний — они могут исполниться». Воплощённое желание, настигшее врасплох, может перевернуть жизнь. И это не фигура речи, а закон мироздания. За всё — своя плата!

За любовь здесь опасно с судьбой бороться — можно напороться. Красота и богатство также не дают преимуществ в выборе суженого. Действует и запрет на негожие средства. Желала Забава не истинной любви, а богатства и власти— вот и жить ей в княжестве с обширными торговыми связями!

Велес, он же Побуд — тот, кто разбудит в простом земном человеке душу, совесть и укрепит волю. Это он, по преданию, приводит младенцев в Явь, а души умерших провожает в Навь, в Пепельное царство, откуда нет обратной выдачи. Он мудрый советчик, учитель. И видит людей насквозь, внутренним зрением. Весь в металле, в коже, в цепях и «фенечках», он даже говорит с металлом в голосе. Брутальность героя подчёркнута и таинственным гримом Велеса. У артиста Максима Громова получилась ещё одна блестящая характерная роль в диапазоне от героического до лирического.

Авторов успеха — на публику!

Два года назад артист театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев, награждённый к тому времени премией имени Сергея Рахманинова за музыку к спектаклю, получил приз от Лаборатории композиторов «Новые имена, новые люди» как композитор оригинальный музыки и неожиданной идеи-расследования, воплощённой в либретто «Яга» совместно с Марией Малухиной. Тогда же творческий тандем решил углубиться в поиск ответа на «самый детский вопрос»: какой могла быть баба Яга в юности? И что могло загнать престранную бабушку в лесную избушку на курьих ножках на веки вечные? Почему до сих пор Ягой пугают малых детей? И зачем все сказочные богатыри непременно, как по магнитной стрелке, прокладывают свой путь аккурат мимо её жилища? Откуда берет Яга силу предвиденья и почему помогает тем добрым молодцам, кто её испытания проходит?

А вскоре уже и вся большая постановочная группа — 13 специалистов, в том числе режиссёр-постановщик этого технически сложносочинённого спектакля Дарья Борисова и хореограф-постановщик Ирина Кашуба погрузились в фольклор. Благодаря их усилиям мюзикл получился самого высокого исполнительского уровня.

Молодой состав труппы добавил волшебства из сказки «Двое из ларца»; комически вплетена в текст и обыграна сказка про «Курочку Рябу» (бабушка Беляна — заслуженная артистка России неповторимая Маргарита Рыжикова).

Оба танцевальных ансамбля, мужской и женский, показали яркие обрядовые композиции, праздник огня на Ивана Купалу, хороводы («Ой, да на Купаленку не суди нас, маменька...») и необычно нежный «ручеёк». Всем артистам — браво, каждый из вас заметен, мастерство выше всяких похвал!

Главное, что практически всегда отличает творческий стиль «Свободного пространства» — органичность, прорастание в материал каждого участника спектакля. И «Яга» стала очередным примером вдохновенной работы всего коллектива.

Художник по костюмам Анастасия Терехова создала сказочные костюмы для Гамаюна — вещей птицы (артист Валентин Тюрин) и плетущей нити судьбы Мары (Ольги Чибисовой).

Свет в спектакле становится полноценным героем. Солнечная радость жатвы сменяется мерцающим холодными бликами роковым полнолунием на мельнице, туманными сумерками Междумирья. За прекрасно организованное пространство для мизансцен надо благодарить художника-постановщика Евгения Терехова, художника по свету Ивана Виноградова и видеохудожника Михаила Маликова, отвечавших за спецэффекты.

Новый театральный сезон открылся с огромным триумфом, билеты распроданы на месяц вперёд.

«Яга» — это мелодрама с этнографическим звучанием. Музыка, проникающая во все поры действия. Это огонь домашний, прирученный, любовный. А то мистический, опаляющий, злодейский, убийственный.

«Яга» — это такой подарок возвращения на пару часов детства в наш взрослый мир.

07.10.2023

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет