Премьера спектакля (режиссёр — Вера Анненкова) с таким названием по пьесе Клода Манье «Блэз» состоялась в театре «Свободное пространство»
«Свободное пространство» умеет удивлять. Ещё до начала спектакля создавалось настроение. Первое, что бросалось в глаза входящим в зал зрителям, — проекция на занавесе в стиле «Звёздной ночи» Ван Гога, только в центре композиции была Эйфелева башня...
«Однажды в Париже» — это история о молодом художнике, чья стихия — краски, и красок в спектакле было много — ярких, жизнерадостных, будоражащих. Вот мы видим, как в симпатичной квартирке, которую снимает главный герой — молодой художник Блэз д’Амбриб (Валентин Тюрин), на стене висят репродукция «Мэрилин» Энди Уорхола и его собственные картины в стиле абстрактной живописи. Пока что ни одну из них художник не продал, а значит, ему нужны деньги. И именно они станут тем стержнем, тем незримым персонажем, вокруг которого и развернётся сумасшедшая комедия положений, в которой французы, надо отметить, непревзойдённые мастера. Ну и, конечно, это французское жизнелюбие, их «шерше ля фам» и т. д.
Пьеса была написана Клодом Манье в 1959 году. Время послевоенного расцвета Европы, фильмы Феллини, рок-н-рольная революция в Британии, оттепель в СССР... Люди зажили хорошо, у них появились деньги, у некоторых — много. Появились и вопросы: всё ли продаётся? должен ли художник быть голодным или?..
— Этот спектакль часто ставился в 1990-е годы, он очень игровой, очень актёрский, его любит публика, — говорит режиссёр Вера Анненкова. — Это всё имеет отношение к бульварной комедии. Но тут не стоит пугаться слова «бульварный», это значит — популярный. Мне важнее сама драматургия, слово, а не коллизии. У Манье очень хорошие диалоги и острые ситуации, которые написаны вкусно, тонко, иронично. В тексте нет пошлости и скабрёзности. Это добрая ирония по поводу человеческих недостатков.
Ну как можно сердиться на такую очаровательную и такую смешную манекенщицу Женевьеву (Мария Козлова)? И как можно не посочувствовать взбалмошной женщине Ариане Кларенс (Ирина Агейкина)? Одни из самых громких аплодисментов достались семейству Карлье (мсье Клебер Карлье — Альберт Мальцев; мадам Карлье, его жена, — Нонна Исаева; Лаура Карлье, их дочь, — Валерия Жилина). Одно их первое появление — это прямо-таки какой-то «I Can’t Dancе» Фила Коллинза. Ну, помните, там троица смешно друг за другом ходила? Кстати, балетмейстеры (Марина Макарова и Светлана Щекотихина) тут хорошо поработали, ведь в движениях персонажей было много танцевального. Ну и браво всей команде, работавшей над спектаклем, — художнику по костюмам (Клёна Родкевич), художнику-сценографу (Сергей Тимонин) и другим.
Вера Анненкова отметила, что любит спектакли о людях. Это может быть грустно или весело рассказанная история, но чтобы обязательно было о любви и о людях, ведь все хотят любить и быть любимыми.
Вот и в спектакле главный герой постепенно открывает в провинциальной девчонке Мари (Ольга Виррийская) черты, достойные удивления и даже восхищения. И в конце спектакля все персонажи исполняют весёлый танец со щётками под жизнерадостный латинос...
Как сказала одна из зрительниц после спектакля, это прямо-таки какой-то антидепрессант после серой, унылой и невразумительной зимы...
Возможно, не всегда нужно искать в произведениях искусства какие-то невероятные глубины. Может статься, что за кажущимся глубокомыслием окажется пустота, а вот лёгкая комедия ответит на какой-то очень важный, животрепещущий вопрос.
03.05.2023
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда