В Орле состоялась премьера спектакля «На счастье или на беду»

Спектакль по пьесе Светланы Коноваловой (режиссёры-постановщики — Сергей Пузырёв и Татьяна Сагайдачная) прошёл на летней сцене, во дворе театра «Свободное пространство»

Если в прошлом году новая сценическая площадка театра была экспериментальной (она открылась спектаклем «День 1418-й» по сценарию той же С. Коноваловой), то теперь большинство зрителей уже знали, чего ждать, и, надо сказать, скупили почти все билеты на ближайшие представления.

Прежде чем говорить о новой сценической работе, придётся вернуться на год назад — пандемический, очень сложный для всех театров страны год. Постановка пьесы «День 1418-й» в августе прошлого года стала неким творческим прорывом, спектакль имел огромный успех, а артисты освоили новое пространство, ставшее для них уютным и родным.

Время действия спектакля «День 1418-й» — 9 мая 1945 года. Действие пьесы «На счастье или на беду» происходит 20 лет спустя — 14 августа 1965 года. Многие герои, так сказать, первой части перекочевали во вторую — одни повзрослели, другие состарились. Тем не менее второй спектакль — абсолютно самостоятельная работа и великолепно смотрится без привязки к первой части. И всё же те, кто посмотрел оба спектакля, говорят, что так интереснее.

Задуманный проект «И опять во дворе» оказался удачным.

— Я просто представила, что я выхожу на балкон своего двора, — говорит автор пьесы, заместитель художественного руководителя театра «Свободное пространство» Светлана Коновалова. — Те типажи, которых играли артисты, это типичные представители любого двора: живописный алкаш, сварливая соседка, представитель интеллигенции... Этакий дворовый микрокосмос. Мне было интересно, какими стали персонажи. Тогда война закончилась, и всё было впереди, были большие надежды. Оправдались ли они? Поэтому и название — «На счастье или на беду». Это строка из песни. И все герои, которые попадают в круговерть событий, задают себе этот вопрос: «На счастье или на беду?». И, возможно, зрители тоже будут рассуждать, на счастье или на беду произошло то, что произошло.

Каждый по-своему ответит на этот вопрос. Спектакль оставляет абсолютную свободу выбора, даже во время самого представления зрители сами решают, кто из героев им в данный момент интереснее, за какой сюжетной линией следить, ведь очень часто, как и в самой жизни, здесь всё то переплетается, то развивается параллельно, заполняя всё пространство.

Редкий случай, когда невозможно определить, кто из двух десятков артистов играл лучше, потому что никто не играл, все просто жили и проживали своих героев так отчётливо и эмоционально, что зрители плакали.

Чем ещё захватывает спектакль? Он про Орёл. Названия звучат всё родные, орловские — Ботаника, Семашко, а главная героиня баба Маня (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева) «дальше Шаблыкино никуда не уезжала». И юмор понятный, и говор привычный. И вообще, зачастую возникает ощущение, что ты находишься в реальности, а не в театре. Заметно, что зрителям нравится такой спектакль, где совершенно другая атмосфера, он как некий портал, волшебная лестница в прошлое, откуда родом многие знакомые, родственники, друзья. Это как частичка самого тебя, раскодированная силой искусства.

Зритель полностью погружается в атмосферу 1965 года. Когда шла работа над спектаклем, было много консультаций с краеведами, работы в архивах. Кстати, создатели спектакля проштудировали весь августовский номер газеты «Орловская правда» за 1965 год. Про что писали? Какие были интересные события? Какое кино шло в этот день в кинотеатре «Октябрь»?

В каждую эпоху популярна и любима определённая музыка. Символом этого времени стала звучащая в спектакле песня «Королева красоты» в исполнении Муслима Магомаева. Звуки радио, зарядка с гантелями на балконе, одежда, причёски, посуда, развешанные на бельевых верёвках во дворе белые простыни — всё оттуда, из этих самых окружённых ореолом романтики и свободы 60-х.

Режиссёр спектакля Сергей Пузырёв признался, что никогда не романтизировал 1960-е и даже назвал это время довольно смутным, но после работы над спектаклем оно стало ему интереснее.

— Если в первой истории было всё очень понятно: это война, а это мир, как бы такая чёрно-белая история, то тут уже больше красок и много полутонов, — говорит он. — И герои более сложные, более сложный способ существования. Обе пьесы полифоничны, много судеб, и все они как бы равнозначны. И вот это такая симфония характеров, роман о людях, истории, соединённые в одну жизнь маленького отдельного двора.

Обычные люди — узнаваемые и понятные, простые судьбы. Всего один день маленького дворика с его обитателями, а как художественно и глубоко всё это звучит, как захватывает! По сути, ведь каждый наш день может стать драматичным, драматургичным, достойным не только театральной истории, а истории вообще.

23.06.2021

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет