В театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «А зори здесь тихие…»
Его создатель — главный режиссёр театра «Свободное пространство» Сергей Пузырёв назвал свой спектакль фантазией на тему повести Бориса Васильева и по мотивам одноимённого фильма Станислава Ростоцкого.
Многие в нашей стране видели легендарный одноимённый фильм 1972 года. Спектакль «Свободного пространства» — своего рода мюзикл по его мотивам. И здесь были песни, танцы, но выражали они отнюдь не веселье... В пластических номерах герои спектакля проявляли тоску по мирной жизни, свои предсмертные мысли... Даже души уже погибших девчонок приходили к старшине Васкову, трогательно всплескивая руками в страшном танце.
На протяжении всего спектакля мы видим на экране кадры из знаменитого фильма. Возникает необычный эффект: на заднике сцены транслируются знакомые кадры, и тут же перед вами уже не абстрактные киношные герои, а живые люди, девушки-бойцы: Осянина (Юлия Григорьева), Комелькова (Ольга Виррийская), Четвертак (Эльвира Узянбаева), Гурвич (Надежда Староверова), Бричкина (Елена Симонова). Этих юных девчонок, почти детей ведёт по следу натренированного врага старшина Федот Васков (Сергей Козлов).
На игровой площадке практически нет декораций — только чёрная, зияющая пустота сцены. Лишь сверху свешиваются длинные серые брёвна, стволы — так режиссёр Сергей Пузырёв изображает мрачный, зловещий лес, где происходит действие. Холодные, пугающие стволы похожи на стволы фашистских автоматов. Вот и весь антураж. Тем сложнее ложится задача на плечи исполнителей: только актёрской игрой могут они затронуть сердце зрителя, заставить его сопереживать героям. Режиссёр наполняет спектакль необычными ходами, задумками. Многие сцены решены пластически (балетмейстер Светлана Щекотихина). В целом, весь спектакль можно назвать пластическим. Вот Рита Осянина (Юлия Григорьева) вспоминает своё знакомство с будущим мужем (Андрей Григорьев) — эта сцена исполнена радости и света. Разудалый танец с гитарой красавицы Жени Комельковой (Ольга Виррийская) сменяется глубокой, невероятно красивой пластической сценой со слегами на болоте, имитирующей опасный путь по топи. Танец смерти мы видим в сцене гибели девушек: вот Соня Гурвич (Надежда Староверова) с прижатыми к груди сапогами, которые стоили ей жизни; вот Лиза (Елена Симонова) кричит: «Помогите!», утопая в болоте; и вот, наконец, Женя Комелькова (Ольга Виррийская), уводя фашистов в чащу, неистово бьётся в своём последнем танце...
Трогательный, женственный, щемящий танец девушек на водопаде, когда в коротких белых рубашонках они резвятся под воображаемыми брызгами, стал кульминацией спектакля (мы-то уже знаем, что они все умрут...). В этих белых сорочках, босые они разговаривают со старшиной и зрителями уже после смерти. Нежной стайкой, ласково они встречают уже в другом мире Галю Четвертак.
Сильная актёрская работа в спектакле получилась у Сергея Козлова, исполняющего роль Федота Васкова. Его обезумевший от горя, горящий, невидящий взгляд передаёт зрителям всю глубину отчаяния, бессилия и скорби от смерти успевших полюбиться ему девчонок. Каждая для него — словно родной ребёнок. Хороня каждую, он страдает не меньше, чем когда хоронил собственного сына. Его финальный танец с «девчулями», с «белыми рубашечками» — страшен, горек и беспощаден. Они бессмертны, их будут помнить вечно...
Завершают спектакль кадры кинохроники на экране. Мы видим, как пленных немцев ведут по Москве. Выходит, не зря погибли наши девчонки... Мы победили. Но вслед за кадрами победных маршей видны заросшие травой заброшенные памятники советским солдатам, разрушенные, снесённые мемориалы в память о погибших на той войне... В зрительном зале — глубокое молчание, скорбь и слёзы. «Люди! Покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценой завоёвано счастье, — пожалуйста, помните!»
05.02.2020
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орёл-регион