О премьере спектакля по одноименной пьесе А.Н. Островского рассказала газета «Орловская правда»
Над спектаклем работала целая команда столичных театральных мастеров: режиссёр спектакля Вера Анненкова, художник по костюмам Клёна Родкевич, художник-сценограф Сергей Тимонин и художник по свету Антон Юдаков
Интересно, что режиссёр спектакля Вера Анненкова родилась и выросла в Орле, училась в орловском институте культуры, а по окончании поступила в высшее театральное училище им. Щукина. Сейчас работает режиссёром Московского областного государственного театра.
— Для меня театр «Свободное пространство» — родной, — говорит она. — Когда-то мне казалось несбыточной мечтой — поставить здесь спектакль. И вот сейчас я влюбилась в этот театр заново. Здесь работают невероятно талантливые люди! Я увидела истинное служение здесь.
Вера Анненкова рассказывает, что работа над спектаклем шла с творческим огнём, задором. Все артисты были воодушевлены, на сцене царило творческое единение. Спектакль вышел достаточно дорогой: здесь необычные, сложные декорации, шикарные костюмы из затейливых тканей. На сцене зритель видит даже живых голубей! Это придаёт действу жизненность, энергию, движение. Особую атмосферу создаёт на сцене свет. Художник по свету Антон Юдаков заставляет декорации «дышать». Усадьба помещицы Гурмыжской (Ирина Агейкина) в спектакле — это деревянные, полукруглые помосты, наклонённые, словно какой-то аттракцион, вниз. Они великолепно обыгрываются режиссёром в разных сценах. Герои сбегают, скатываются, ползают по ним. Здесь они влюбляются, ссорятся, пьют чай... Ещё одним пространством является высокая этажерка. На самом верхнем этаже происходит красивая сцена любовного свидания Петра (Валентин Тюрин) и Аксиньи (Елена Симонова), на втором этаже в финале спектакля, словно правительственная делегация, торжественно стоят нарядные жених и невеста Раиса Гурмыжская (Ирина Агейкина) и недоучка-гимназист Алексей Буланов (Максим Громов). Несомненно, роль помещицы Гурмыжской теперь можно назвать лучшей в актёрской копилке Ирины Агейкиной.
— Мы с Ириной «препарируем» женскую природу, — так говорит о работе над этой ролью режиссёр Вера Анненкова.
Сама Ирина Агейкина признаётся, что работа над ролью был непростой, но очень интересной.
— Это была работа на полном доверии с режиссёром, — говорит актриса. — Однозначно, что репетиции этого спектакля я могу назвать счастливым периодом своей жизни. Роль Гурмыжской стала для меня подарком.
Гурмыжская Ирины Агейкиной получилась красивой, властной и хитрой женщиной. Несмотря на отрицательную окраску персонажа, зритель успевает полюбить эту женщину, которая хоть и строит всю свою жизнь на лицемерии и притворстве, разрешает себе выпустить свою тайную любовь на волю.
Предмет её обожания — Алексис Буланов (Максим Громов) вызывает в зале безудержный смех у зрителя. Максим Громов, которого зритель знает в основном по глубоким драматическим ролям, показал себя как блестящего комедийного персонажа. У него всклокоченные волосы, тщедушные усики, глупый высокомерный вид, уморительная походка и движения. Зрители рукоплескали актёрам почти после каждой сцены, но сцена ночного свидания Гурмыжской и Буланова в саду вызвала особенно бурные овации. Как нелепо скидывает с себя штаны Буланов, как забавно он носится по сцене с Гурмыжской на руках, как умилительны её белые кружевные панталончики! Стоит отметить, что, несмотря на достаточное количество в спектакле любовных сцен, они получились деликатными, не вульгарными, тонкими.
Великолепный актёрский дуэт — это Несчастливцев (Валерий Лагоша) и Счастливцев (Николай Рожков). Жалкий, но зато живой, настоящий Счастливцев, у которого дырявые ботинки и ни гроша за душой. У Счастливцева куртка — и та сшита из ковра! Пафосный, горячий, искренний Несчастливцев в неподражаемом пальто-халате. Как трогает за душу его финальный монолог! Зритель не может сдержать слёз!
— Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут всё в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец, — с авансцены произносит знаменитые слова пьесы Островского Валерий Лагоша.
Отдельно стоит сказать о костюмах в спектакле «Лес». Художник по костюмам Клёна Родкевич создала не костюмы, а настоящие произведения искусства. Каждый костюм ярок, индивидуален, имеет неповторимый вкус и изюминку. В начале спектакля Гурмыжская предстаёт перед нами в чёрном глухом платье, в платке. Вот такая она затворница, почти монашка. Но притворство помещицы обличают ажурные вставки на костюме да вопиющие яркие цветы на чёрном платке. Очень красив и необычен наряд Гурмыжской в финале: ярко-красный диковинный головной убор, белый с искрой жакет, ярко-красные туфли на каблуке. Живописно вышеупомянутое пальто-халат Несчастливцева. А когда он закатывает свои широкие штаны, взору зрителю предстают обутые в высокие до колена кожаные сандалии. Чистоту, свежесть, искренность Аксиньи подчёркивает её многоярусное, хлопковое платье натуральных природных цветов. Очень стильные и забавные шинели у Уара Кириллыча (Олег Семичев) и купца Восмибратова (Альберт Мальцев).
Интересно, что в спектакле, кажется, нет второстепенных персонажей. Да, конечно, главная героиня здесь блистательная Гурмыжская, но как хороша ключница Улита (Ольга Чибисова), лакей Карп (Олег Котов), друзья Гурмыжской Милонов (Станислав Иванов) и Бодаев (Олег Семичев).
Спектакль длится 3,5 часа с антрактом. Несмотря на продолжительность, зритель всё действо сидит не шелохнувшись. В героев спектакля влюбляешься, не хочешь с ними прощаться! Несколько минут оваций, крики «браво!»... Вместе с актёрами на поклон вышли все создатели спектакля.
— Я любовалась вами весь спектакль! — такими словами благодарила орловских актёров режиссёр Вера Анненкова.
14.04.2019
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орёл-регион