В орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Ночи Кабирии»

Поставленный режиссёром Игорем Лариным спектакль соединил в себе театр и кино

Вместо декораций на сцену проецируются чёрно-белые кадры пейзажей и интерьеров, напоминающих о знаменитом фильме итальянского режиссёра Федерико Феллини. Периодически зритель видит крупные чёрно-белые планы героев, и эти макросъёмки не дают ускользнуть даже мельчайшему штриху эмоций.

— У нас используется живая камера, что в театре редко бывает, но мне она была необходима, потому что соединение театральной ткани и крупного плана актёра здесь, именно в этой работе, очень потребовалось, — сказал перед спектаклем Игорь Ларин. — Не знаю, как это воспримет зритель, но для нас это было очень органично.

Кабирия — уличная женщина, но всякий раз подчёркивает, что она «другая», нежели остальные её товарки, что никогда её парадный пиджачок не ночевал под аркой или забором. Она мечтает о том, что однажды её жизнь изменится, стоит только встретить настоящую любовь, которая выдернет её из порочного круга. Увы, встречающиеся на пути Кабирии мужчины только используют её в своих целях. И она всякий раз после очередного предательства и унижения находит в себе силы идти дальше. С улыбкой и надеждой.

Знакомство с главной героиней, которую пронзительно эмоционально играет заслуженная артистка России Елена Шигапова, начинается с грустной сцены, когда кавалер Кабирии, чтобы завладеть её сумочкой с деньгами, сталкивает женщину в реку.

Собравшаяся у берега толпа поначалу с сочувствием и беспокойным участием относится к тонущей, но когда обнаруживается, что тонет «эта гулящая», сопереживание рассеивается и люди спокойно расходятся по своим делам. Так сразу в спектакле возникает тема одиночества главной героини. Никому нет дела до её страданий, переживаний и даже самой её жизни.

Одна из самых ярких и запоминающихся сцен спектакля, когда Кабирия попадает на цирковое представление, где выступает гипнотизёр. Как Алиса в стране чудес, Кабирия идёт по красивому, полному цветов и бабочек парку, где её ждёт мужчина мечты по имени Оскар. Под гипнозом, сама того не желая, женщина раскрывает свою душу — доверчивую, чистую, верящую в добро и мечтающую о настоящей любви. Но все эти откровения осмеяны толпой. Вновь мы видим одинокого, беззащитного, непонятого всеми человека. Иллюзия гипнотической сказки в одно мгновение сменяется реальной серой кирпичной стеной. Всё и все остались там, растворившись как сон, а Кабирия снова одна.

Пожалуй, только более возрастная и лучше знающая жизнь Ванда (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева) порой по-матерински ругает и жалеет Кабирию.

Эпизод спектакля, в котором возникает «Человек с сумкой» (Михаил Артемьев), говорит о том, что не все люди отгораживаются от тех, кого во все времена называли «низами общества». Некоторые пытаются хоть как-то скрасить их жалкое существование, «помогать отверженным», приносят нищим одежду и еду. На примере нищенки Хильзы (заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова) мы видим, как в один момент всё может измениться в жизни богатой, блистательной женщины. «Беда в том, что я всякий раз влюблялась по-настоящему, я кончала жизнь самоубийством три раза», — признаётся она. И мы понимаем, что жертвой обмана, предательства и вероломства может стать любой.

Очередная любовь Кабирии, уже реальный Оскар (Николай Рожков), казалось бы, тот самый, который сможет подарить женщине настоящую любовь, но и он ранит её в самое сердце, оказывается готовым ради денег убить её. История с предательством повторяется, только на более страшном витке.

— Лучше убей меня! — кричит Кабирия вслед убегающему с её сумочкой Оскару...

...Конец спектакля: лежащая на полу Кабирия поднимается в своём белоснежном платье — словно это её душа в очередной раз взлетает, побеждая тьму и злобу жизни. Она прощает всех, кто не понимал её и обижал, и уходит в глубь сцены, в темноту. А мы на крупном плане видим её горячую молитву Мадонне и полные света глаза.

Многие из нас идут по жизни с разбитыми сердцами, смирившиеся с тем, что мечта недостижима, а кто-то продолжает верить несмотря на то, что жизнь их «ведёт не как сестра». Говорят, что самый тёмный час — перед рассветом. Надо только найти в себе силы до этого рассвета дожить и встретить новый день с любовью и надеждой.

25.03.2021

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет