Автор текста, художник и режиссёр — Сергей Пузырёв, композитор — Андрей Григорьев (по мотивам сказок Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»)
Наверное, все люди делятся на три типа: на тех, кто о приключениях Алисы не слышал или слышал краем уха, тех, кто обожает эту сказку, и тех, кто её не понимает и считает фантастической бредятиной. И если говорить об обожании и неприятии — это, пожалуй, своего рода тест, лакмусовая бумажка, говорящие о том, что человек или сохранил в себе ребёнка, или безнадёжно и безоговорочно повзрослел.
Пырялись по нове,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, бойся Бармаглота...
У каждого свой вариант перевода этих странных строк, свои ассоциации. И тут хочется добавить слова Чеширского Кота: «Я не сумасшедший, просто моя реальность отличается от твоей». Или вот ещё, как говорила Алиса, «я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь...».
История может повторяться... Алиса выросла и стала «дылдой», «тёткой» со странной причёской, в бесформенном худи и модно-дырявых джинсах (Елена Симонова). Но именно ей предстоит спасти сказочный мир от Красной Королевы (Ольга Виррийская) и сразиться с её свирепым Бармаглотом.
— Но что с ней не так? — вопрошают давние друзья Алисы Шляп, или Валет (Валентин Тюрин), Зай, или Мартовский Заяц (Максим Громов), Кроль, то бишь Белый Кролик (Евгений Винник), и Соня, Мышь (Эльвира Узянбаева).
— Она повзрослела, — слышим мы ответ. А «взрослая — это ещё хуже, чем не выспаться».
В «Алисе» особый юмор, своя тональность и эстетика. Это беспроигрышное сочетание белого, чёрного и красного. Этот свисающий с потолка механизм, напоминающий одновременно и шестерёнки часов, и колёса истории. А чтобы зритель не заскучал от слов, можно порой и весело сплясать под мелодию из репертуара группы «Король и Шут». И если «зверики» кому-то, возможно, покажутся немного жутковатыми, то в целом спектакль очень красивый, это касается и костюмов, и декораций. А как эффектно работает лёгкая красная ткань, постоянно сопровождающая Красную Королеву. Она то как ковровая дорожка, то как всполох адского пламени. Вообще, Красная Королева получилась самой яркой фигурой в представлении. И хотя иногда возникали ассоциации с голливудской Хеленой Бонем Картер, Ольге Виррийской всё же удалось добавить в палитру образа и много своих оригинальных красок и фишечек. Молодёжь особенно оценит эти «тренды».
Всё же взрослым быть не так уж плохо. Такая мысль приходит в конце спектакля, когда из оркестровой ямы вылезает вовсе не исчадие ада, а такой симпатичный, похожий на праздничного китайского дракона красный Бармаглотик. Такому срубить голову «вострым мечом» и рука-то не поднимется. Повзрослевшая Алиса своим мудрым, внимательным материнским сердцем видит в этом существе душу, способную на добро и любовь. И такая зрячесть, способность договариваться и не рубить с плеча приходит с годами...
В финале спектакля исполнители выходят на сцену с маленькими куклами — копиями всех персонажей, звучит песня, рассказывающая о том, что же это было. Ты права, Алиса: «если в мире всё бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?»
30.12.2023
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда