Премьеру посмотрела журналистка газеты «Орловская правда» Анжела Сазонова
Теннесси Уильямс написал пьесу «Татуированная роза» в 1950 году для итальянской актрисы Анны Маньяни.
Будучи восхищённым её игрой в фильмах, драматург только её видел в образе главной героини Серафины. Но актриса отказалась от роли, сославшись на незнание английского языка и неспособность нормально сыграть на театральной сцене. Однако ко времени экранизации пьесы в 1955 году Маньяни уже освоила английский и даже сама озвучивала свою роль. Этот фильм принёс ей «Оскар».
Играла роль Серафины в фильме-спектакле Романа Виктюка в 1989 году и актриса Ирина Мирошниченко. Наверняка, были ещё Серафины. Но «Татуированная роза», поставленная Ларисой Леменковой, понравилась более всего: спектакль красивее, ярче и тоньше (художник — Карина Автандилова). Возможно, играет роль и современная эстетика, которая больше по душе нынешнему зрителю, но дело не только в этом — скорее, в детальной проработке образов, музыкальности, негрубом юморе, элегантной чувственности, энергетике и человеческом тепле, которое излучают артисты. В первую очередь, конечно, Светлана Нарышкина (Серафина делла Роза) и Игорь Нарышкин (Альваро), обаяние которых перешло к их героям. Красивой и нежной парой предстала молодёжь — Роза делла Роза в исполнении Эльвиры Узянбаевой и Джека Хантера в исполнении Андрея Григорьева. А какова Эстелла Хогенгартен (Елена Симонова) — это же ожившая, сошедшая с киноафиш Мерилин Монро! И от неё при всей её холёной и хищной уверенности сквозит грустная нотка одиночества и жажды любви...
Олицетворением красивой и спокойной мудрости предстаёт Ассунта (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева). Именно она сказала: «Люди находят Бога друг в друге. А когда теряют кого-нибудь, теряют и Бога, теряют всё. Таким помочь нелегко»...
Семья Серафины делла Розы переезжает с острова Сицилия в Америку. Этот сплав Италии и Америки в спектакле хорошо передан яркими штрихами, хотя 50-е годы в целом изображены весьма условно. Ну, хотя бы в сидящих на лавочке и вяжущих спицами сицилийках в бигуди из банок кока-колы. Очень выразительна троица — Ирина Агейкина, Ольга Чибисова, Олеся Балабанова — словно три мойры, в руках которых нить судьбы героини, они — своеобразный камертон происходящего на сцене.
Теннесси Уильямс — символист, символами наполнен и спектакль. Прежде всего, это роза как символ любви: розы на платье Серафины, роза в виде брошки, роза на платке старой Ассунты. В пьесе забежавший в огород соседский козёл — дурной знак, в спектакле это читается как символ предавшего, неверного мужчины.
Как призналась режиссёр, спектакль очень «женский»: всё происходящее видится глазами женщины, здесь оживают женские страхи, сны и мечты...
Судьба посылает главной героине испытание. Серафина делла Роза после трагической гибели мужа Розарио (Михаил Артемьев) пребывает в глубокой депрессии. Не в силах расстаться с ним, вопреки католическому обычаю, она кремирует тело и хранит урну с прахом у себя в доме. Ни повзрослевшая дочь, ни уговоры святого Отца де Лео (Николай Рожков) не могут заставить женщину вернуться в реальность. И всё же Серафина просит Мадонну дать ей знак, чтобы жизнь снова обрела смысл, словно маленький и жаркий уголёк её души ещё живёт и мерцает среди пепла... И шансом на спасение становится новое чувство к Альваро — внуку деревенского дурачка, примитивного и простоватого, на первый взгляд, лопоухого, с дурацкой фамилией, которая переводится как «съешь кобылу», но обладающего способностью быть чутким и нежным, надёжным и решительным, умеющим любить.
И вот здесь открывается смысл притчи, с которой начинается спектакль:
На шестой день Бог создал женщину. В ней сочетались Грация и Мощь, Сила и Слабость, Нежность и Чуткость.
Ангел увидел творение Бога и воскликнул:
— Она совершенна, в ней нет недостатков!
— К сожалению, есть, — ответил Господь. — Даже на солнце есть пятна. Она многого будет бояться, особенно старости.
— Останови время! Ты же всемогущ! — попросил Ангел.
— Перед временем я бессилен, — ответил Создатель.
— Тогда пусть она будет счастлива, пока молода и красива! — взмолился Ангел.
— Она свободна и должна сама выбирать свой путь к счастью, — ответил Бог.
— А если она ошибётся и будет страдать?
Тогда Господь благословил Ангела и отправил его на Землю...
Как говорил сам автор, «Татуированная роза» изначально была написана для женщины. А остальные персонажи составляют оправу драгоценному женскому сердцу, умеющему неистово любить.
17.04.2024
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда