В орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Утиная охота»

Не от каждого спектакля, признаться, остаётся такое долгое интеллектуальное послевкусие

Тут есть моменты, которые прочитываются во время представления, а есть, которые вспыхивают неким озарением уже после, когда ты прокручиваешь в памяти ту или иную сцену. Казалось бы, неужели трёх с лишним часов не хватило барахтаться вместе с героями в этих житейских волнах? А вот возвращаешься к этому снова и снова...

Не хочется подробно пересказывать сюжет: кто-то читал пьесу, кто-то смотрел фильм 1979 года «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли, да и театры не раз к этой пьесе обращались. Но для первооткрывателей кратко. Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1967 году, на самом излёте «оттепели», впереди грядёт так называемая эпоха застоя. Инженер Виктор Зилов (Валентин Тюрин) — этакий интеллигент, а ещё циник и нигилист, который так достал своими выходками друзей, что однажды, проснувшись с похмелья после очередной встречи, в виде подарка получает траурный венок от «безутешных друзей».

Чтобы зритель понял, как герой, так сказать, докатился до такой жизни, перед ним проходят воспоминания, в которых обозначаются отношения Зилова и окружающих его людей. С женой не ладится, с любовницей не строится, начальство не ценит, и друг оказался вдруг «и не друг, и не враг, а — так»...

Поначалу кажется, что Зилов — самый неприятный тип из всех, но потом постепенно приходишь к мысли, что окружение похлеще. Если главный герой ещё как-то протестует против всех этих лживых «приличий» установившейся системы, то остальных всё устраивает, никто из них не замечает несовершенства мира и не понимает этой зиловской обличительной истерии. " Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся. Чего тебе ещё надо?" — спрашивает его Кузаков (Дмитрий Литвинцев). Простая и всем понятная формула человеческого счастья.

А не хватает Зилову... охоты. Потому он и ждёт сентября, чтобы уйти в отпуск и уехать на природу. По большому счёту, в спектакле многие охотники: для кого-то добыча — это квартира, как, например, для Саяпина (Михаил Неженцев) и его прагматичной жены Валерии (Ольга Чибисова), Кушак (Альберт Мальцев) не прочь «добыть» молоденькую любовницу, а яркая молоденькая Вера (Виктория Саленкова) хладнокровно охотится на мужчин, называя их всех Аликами...

И если рассматривать суть людского существования как вечную охоту, лишь жена Зилова Галина (Елена Симонова) выпадает из когорты охотников. Она, скорее, жертва. Как и новая знакомая Виктора — Ирина (Эльвира Узянбаева). Хотя Зилов уверен, что и она «такая же дрянь», просто её время ещё не пришло, жизнь не испачкала и не покалечила.

От людского общества с его суетой и правилами Зилов отдыхает только на охоте. И для него прежде всего это не стрельба по уткам, он признаётся, что стрелок он неважный и часто возвращается без добычи. Для героя охота — это лодка, туман, возможность увидеть, как поднимается солнце, ощутить такую тишину, будто ты ещё не родился... «Это, как в церкви, и даже почище, чем в церкви», — говорит он... Но ему как будто не хватает души, чтобы удержаться на светлой стороне... Бездна есть у всех, просто одни своей культурой, воспитанием, умением любить держат своих демонов в сундуках за семью тяжёлыми замками и семью печатями, а кто-то по слабости своей духовной выпускает эти тёмные силы наружу. Кто угодно может потонуть в своём мраке. Вопрос: как оттуда выбираться?

Режиссёр Виктория Печерникова уверена, что ни одна пьеса до «Утиной охоты» так далеко не залезала внутрь человека с его психологией, его мраком, его бездной. И она ни в коем случае не оправдывает главного героя средой. Ведь у каждого есть выбор. Понятно, что даётся он нелегко, ну так ведь и жизнь прожить — не поле перейти.

— Мне интересно переосмыслить эту эпоху и понять, чем мы отличаемся, а чем близки, — говорит режиссёр. — Если это классика, а я настаиваю на том, что Вампилов — классика, то он будет актуален в любое время. В этой пьесе мы видим трагедию бездуховности человека. И сегодня много людей, которые Зилов. Иногда я думаю, что я Зилов...

И всё-таки хочется верить, что для Виктора Зилова ещё есть шанс. Это особенно ощущается в его диалоге с официантом Димой (Андрей Григорьев). Кстати, не такой уж это второстепенный персонаж, этот Дима. Порой мы видим, как он начинает весьма ярко и зловеще проступать со своей убийственной философией. Когда Зилов, рассуждая о стрельбе по уткам, говорит: «Но они не на картинке. Они-то всё-таки живые», Дима с какой-то леденящей холодностью отвечает: «Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые... будешь мазать до тех пор, пока не успокоишься».

Недаром в конце спектакля именно под дудку, вернее, под охотничий манок Димы, пляшут все герои в масках зверей и птиц. Они танцуют знаменитую и популярную в 1960-х годах летку-енку.

Кстати, в спектакль были добавлены хиты 1967 года: «Песня о друге», «Уходи», «Bang Bang», «Песня о первой любви», «Улыбайтесь», «Всё ещё впереди», романс-элегия «Сомнение» в исполнении артистов театра. Эти музыкальные вкрапления очень ярко и ёмко обрисовывали мысли и чувства персонажей.

Вообще, спектакль получился очень серьёзный, жизненный, ёмкий и яркий. Уверена, что каждый пазл в общую картину своего впечатления зритель будет вписывать с удовольствием.

31.05.2022

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет